В новом учебном году наших школьников ждет немало новшеств. Приобщение к общественно-полезному труду, профориентация, новые предметы и учебники… Udm-info рассказывает, что изменится в жизни учеников с 1 сентября 2023 года.
С начала нового учебного года для учеников школ вводятся федеральные образовательные программы. По сути, это значит, что теперь все школьники будут изучать одинаковый материал и учиться по одним и тем же учебникам. Ранее школы могли сами определять программу обучения.
Сейчас право на разработку программ у образовательных учреждений не отнимут, но содержание программ теперь должно будет соответствовать единому стандарту. Вводить учебные предметы будут по федеральным рабочим программам, которые разрабатываться в конструкторе рабочих программ на портале «Единое содержание общего образования». Делается это с целью формирования единого образовательного пространства.
«Ученики 1-2, 5-6 и 10 классов начнут учиться по обновленным федеральным образовательным стандартам. Так в учебном плане у 10-классников будет не менее 13 обязательных предметов (русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, ОБЖ). Также в 10 классе вводится обязательное изучение не менее двух предметов на углубленном уровне. Также в школах начнут работать адаптированные программы для детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями», — пояснила начальник управления образования Камбарского района Валентина Михайлова
Кроме алгебры и геометрии в школах теперь появится новый предмет «Вероятность и статистика». С 1 сентября этот предмет будет изучаться во всех 7 классах. А в 8 классах снова возвращается черчение. Многие учителя считают, что это полезные новшества, так как сейчас у нас не хватает инженерных предметов, которые готовили бы детей к техническим специальностям.
По-прежнему, по понедельникам школьников будут ждать «Разговоры о важном», но теперь расширяется форма проведения урока. Теперь учитель может не ограничиваться стенами одного кабинета, а сводить ребят в школьный музей или библиотеку. Также школам рекомендовано привлекать к проведению занятий родителей учеников или выпускников.
С 1 сентября во всех школах появятся обязательные уроки по профориентации. В рамках этих занятий могут быть организованы экскурсии на производство, в учебные учреждения среднего профессионального и высшего образования, профессиональные пробы, встречи с представителями рабочих профессий, мастер-классы. В будущем они должны помочь выпускникам определиться с выбором высшего или среднего учебного заведения для поступления.
Проводиться профориентационные уроки в школах будут каждый четверг. Они ждут детей с шестого по одиннадцатый класс, в том числе ребят с ОВЗ и инвалидностью. Количество часов для занятий каждая школа выберет самостоятельно. Учебное заведение может взять базовый уровень — 40 часов в учебный год, 60 часов в учебный год или продвинутый — 80 часов в учебный год. Первое занятие пройдет 7 сентября.
Особый акцент школы теперь сделают на уроках «Технологии», как на одном из основных учебных предметов направленных на профориентацию.
На аппаратном совещании при главе республики министр образования и науки региона Светлана Болотникова рассказала, что с 1 сентября у учеников 10-11 классов появится новый учебник истории. При этом глава региона попросил министра образования в первый день учебы доложить ему о том, что старшеклассники данные учебники получили.
Новое учебное пособие включает в себя информацию с 1945 года по начало XXI века. В нем полностью переписан раздел, посвященный 1970-м, 1980-м, 1990-м и 2000-м годам.
«Мне, как преподавателю, конечно, интересно было узнать, какой это будет учебник. Нашла его в интернете. В учебнике более 400 страниц текста, иллюстраций и заданий. По сути в этом пособии „переписаны“ разделы за последние четыре десятка лет и добавлена глава о специальной военной операции. События СВО еще не завершены, но отразить их в учебнике, я считаю, было необходимо. Текст простой, ясный. Фразы короткие, где-то присутствует эмоциональная окраска. Преимущество учебника в том, что он предлагает школьникам самим следить за развитием событий и делать собственные выводы. В самом начале юных читателей ставят в известность о том, в какое время они живут», — поделилась с Udm-info учитель истории Ольга Вискова.
Известно, что учебник истории базового уровня для одиннадцатых классов был написан в очень сжатые сроки. Решение о его разработке приняли в декабре прошлого года.
В новом учебном году вступит в силу новый закон об обязательном трудовом воспитании школьников. Теперь школы смогут привлекать учеников к общественным работам без согласия родителей. Таким образом у детей будут формироваться «трудолюбие и базовые трудовые навыки, чувства причастности и уважения к результатам труда». Трудиться школьники будут исключительно с учетом своих возрастных и психофизических особенностей и в рамках образовательной программы. Каждая школа сделает свое положение, где будет прописан перечень мероприятий, к которым дети могут привлекаться. Например, раз в четверть ученики должны будут свои помыть парты или по очереди ухаживать за растениями.
«К сожалению, у нас в школах дело дошло до абсурда: ученики не хотят вытирать за собой доску, просто взять в руки тряпку и стереть мел. А почему бы школьникам не полить цветы в кабинете? Но раньше закон запрещал просить детей даже об этом. А результат? Мальчишек на уроках труда даже держать молоток в руках так и не научили, а ведь не всем же быть офисными работниками. Детей довели до такой степени, что они превратились в потребителей», — поделилась с Udm-info учитель ижевской школы.
Другими словами, в школах сейчас официально возрождаются дежурства по классу с дружным мытьем полов, уходом за растениями, протиранием доски, парт и столов. Если для современных школьников общественный труд — это новинка, то для более старших поколений привлечение к труду — дело привычное, часть их школьной жизни.
С 1 сентября во всех школах страны появятся советники директора по воспитательной работе.
Задач у советника директора по воспитательной работе будет немало: это и патриотическое воспитание школьников, и развитие их талантов, и организация разных внеклассных мероприятий — спортивных, культурных и туристических. Основной целью их работы станет вовлечение детей в разные виды деятельности. Простыми словами, чтобы школьники не в телефонах после уроков сидели, а занимались чем- то полезным и развивающим.
Уже сейчас кто-то воспринимает школьные инновации с энтузиазмом, а кто-то — скептически. Udm-info решило узнать, как относятся родители ижевских школьников к новшествам в учебном процессе, например, что они думают о новых уроках и приобщении учеников к труду.
«Я бы еще на картошку современных детей отправила. Труд — это обязательно и никакого родительского согласия, я считаю, здесь не нужно. Мы раньше и макулатуру и металлом собирали всем классом. Более старшее поколение рассказывают как они и на посадку леса ездили и дрова кололи. А наши дети сейчас абсолютно ни к чему не приучены. Они хотят быть похожими на блогеров, которые зарабатывают деньги легко и просто. Даже дома ничего ни делают, максимум могут заправить постель. А начнешь возмущаться, один ответ: „Я еще ребенок“. Ну и знакомить с профессиями в школе нужно обязательно. Чтобы детям в будущем не ошибиться, чтобы после первого -второго курса они не бросили обучение», — Оксана Р.
«Безусловно надо приучать детей к труду. Труд облагораживает человека и никому не помешает. Цветы полить, парты помыть — это для детей не проблема, они могут и мусор собрать на территории школы. А насчет профминимума, это тоже очень хорошо. Пусть школьников поводят по предприятиям, пусть они узнают, как люди трудятся. Дочь уже в пятом классе начала задумываться о будущей профессии. Правда, у нее каждый раз меняются приоритеты. То она хочет стать кинологом, потом кино „Вызов“ посмотрела, в космонавты решила пойти, сейчас уже хочет стать театральной актрисой. Лично нам очень нужны такие профориентационные уроки», — Надежда М.
«Идеи школьных преобразований очень хорошие. К труду надо приучать и с профессиями знакомить. Но все хорошо в меру. Для меня очень важно, чтобы детей в школе не перегружали. Чтобы у школьников оставалось время и на спорт, и на любимые кружки, и на отдых. Чтобы учеба им была в радость», — Анастасия В.