Posted 22 сентября 2023,, 05:55

Published 22 сентября 2023,, 05:55

Modified 6 декабря 2023,, 10:58

Updated 6 декабря 2023,, 10:58

Власти Удмуртии больше не хотят содержать интернат для одаренных детей

Лицей районного масштаба: зачем Удмуртия отказалась от интерната для одаренных детей

22 сентября 2023, 05:55
Фото: БУОШИ УР "Республиканский лицей - интернат"

Власти Удмуртии больше не хотят содержать интернат для одаренных детей

Знаменитый Республиканский лицей-интернат в поселке Италмас может утратить свой привилегированный статус. В начале учебного года стало известно, что учредитель — минобразования региона — намерен отказаться от своего учебного заведения и передать его в управление администрации Завьяловского района.
Сюжет
Дети

Власти считают, что это неизбежно, поскольку интернат, якобы, перестал справляться со своей основной задачей по «воспитанию сельской интеллигенции». К тому же во время пандемии коронавируса несколько лет назад выяснилось, что одаренных детей из сельских районов вполне можно обучать и посредством дистанта. Так будет гораздо дешевле. Родители учеников, в свою очередь, протестуют против такого подхода. Они уверены, что после реорганизации неизбежно снизится качество образования, а сам лицей утратит сложившуюся там почти семейную атмосферу.

Лучшая школа для лучших учеников

Бюджетное учреждение «Республиканский лицей-интернат» в самом прямом смысле слова является ровесником XXI века. Он был открыт в поселке Италмас Завьяловского района 2 января 2001 года. С самого начала интернат позиционировался как школа для мотивированных учеников 8-11 классов со всей Удмуртии.

«Мы приглашаем для поступления в лицей учеников сельских школ, которые готовы усердно учиться, готовиться к экзаменам, жить, творить и наслаждаться школьными годами», — обращаются к своим потенциальным учащимся и их родителям педагоги интерната на главной странице его официального сайта в Интернете.

Согласно учредительным документам образовательной организации, обучение в лицее, в отличие от обычных школ с общей для всех программой, осуществляется по индивидуальным учебным планам. Каждый ученик может самостоятельно определить свой образовательный маршрут. Иначе говоря, выбрать предметы, которые он будет изучать углубленно.

Есть три типичных профиля: физико-математический, химико-биологический и гуманитарный. Уже в 8 классе, с самого начала обучения в интернате, каждый там может получать знания в соответствии с выбранными для себя жизненными приоритетами и будущей профессией. Результатом становится не только качественная подготовка к сдаче государственной аттестации после 9 класса и ЕГЭ по окончании среднего образования, но и глубокие знания, позволяющие выпускникам успешно выдерживать конкурс и учиться потом в лучших вузах страны.

Но и это еще не все. Республиканский лицей-интернат все последние годы являлся уникальной площадкой для аттестации учеников, выбравших очно-заочную или заочную форму обучения. По данным педагогического сообщества, традиционное очное обучение сейчас выбирают 80-85% родителей Удмуртии. Остальные 15-20% предпочитают другие формы, кроме очных. Но при этом лишь 5-7% готовы учить детей сами. Остальным требуется, во-первых, помощь квалифицированных педагогов, а во-вторых, механизм аттестации и оценки полученных знаний. Все это предоставляло уникальное учебное заведение в Италмасе.

В 2022-2023 учебном году здесь обучалось 338 старшеклассников. Из них 150 учились очно, постоянно проживая в интернате, а остальные использовали заочное обучение. Они учились в частных школах или на семейном обучении, приезжая в лицей только для сдачи экзаменов.

Понятно, что попасть в лицей мог не каждый. Здесь существовали строгие критерии конкурсного отбора. Но подать документы и участвовать в конкурсе мог любой школьник даже из самого отдаленного удмуртского села. Пропуском служили только собственные знания и способности учащегося.

Чиновник лицею не товарищ

Отлаженную десятилетиями образовательную структуру, которая демонстрировала прекрасные результаты, поломать решили внезапно. В начале нынешнего учебного года министерство образования объявило, что больше не намерено нести расходы по содержанию уникального интерната для «золотого фонда» сельских школьников Удмуртии. Поэтому лицей как имущественный комплекс будет передан в управление администрации Завьяловского района.

Впрочем, как рассказывают родители учащихся, экономия для бюджета вряд ли будет существенной. По словам активистки Анны Широких, чьи дети тоже учатся сейчас в лицее, больше половины стоимости проживания лицеистов оплачивают их родители.

«9600 рублей — стоимость месячного содержания одного ребенка в интернате. Родитель оплачивает 5600 рублей, это чуть меньше 60% от полной стоимости. Разница компенсировалась из бюджета Удмуртии. При передаче лицея другому учредителю этой компенсации не будет, и он станет не по карману малоимущим родителям. К тому же есть семьи, в которых в лицее учится не один, а два ребенка», — полагает Анна Широких, подписавшая, как и родители 118 других школьников, письмо в знак протеста против смены собственника учреждения.

Впрочем, в секретариате зампреда правительства Удмуртии Татьяны Чураковой официально называют совсем другие причины для смены собственника лицея. Руководитель ведомства Алина Трубицина, разославшая участникам рабочего совещания по передаче имущественного комплекса лицея пояснительную записку по теме, без обиняков заявила, что интернат не выполняет возложенных на него задач. Там, якобы, плохо воспитывают будущих сельских интеллигентов, а организовать дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями — много ума не надо.

«Одной из задач создания Республиканского лицея-интерната было воспитание сельской интеллигенции — обучение выпускников лицея в вузах Российской Федерации и возвращение их в республику. С 2012 года перед лицеем была поставлена еще одна задача — организовать дистанционное обучение для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Выпускники после обучения в лицее в большинстве своем не возвращаются на село. Также в связи с цифровизацией образования, каждая школа РФ имеет возможность дистанционно обучать детей-инвалидов, детей с ОВЗ, а также применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии», — сказано в документе.

Про индивидуальный подход к каждому из лучших сельских школьников республики авторы пояснительной записки, кажется, забыли. Как и о том, что для возвращения молодых талантов в удмуртские села там надо создавать привлекательные условия для специалистов. Не лицей-интернат виноват в том, что в селах Удмуртии отказываются платить профессионалам достойные деньги.

Об этом свидетельствуют результаты исследования, опубликованного аналитиками hh.ru — самой большой интернет-платформы для поиска работы. Самые высокие зарплаты на селе в июле нынешнего года предлагались в Марий Эл — почти 91 тысяча рублей. Самые низкие — в Ульяновской области, 45,2 тысячи. Удмуртия расположилась на предпоследней позиции с зарплатами на уровне 46,8 тысяч рублей.

Впрочем, сами авторы пояснительной записки из секретариата Татьяны Чураковой, похоже, в школе не только не считались одаренными учениками, но, может быть, даже прогуливали уроки русского языка. Если дать документ на проверку квалифицированному педагогу-словеснику, под ним будет красоваться жирная красная двойка. Такую оценку ставят, когда в школьном диктанте, как любят говорить учителя, ошибка на ошибке. Вот только несколько цитат оттуда с сохранением авторских орфографии и пунктуации:

«Это дети которые обучающиеся в частных школах, или на семейной форме, которые прикреплены к Лицею для прохождения промежуточной аттестации…»
«Интернат решил все ранее поставленные, на данный момент при реализации национального проекта „Образование“ данные задачи успешно решаются в сельских школах…»
«Передачи имущественного комплекса РЛИ в муниципальное образования Завьяловского района…»
«Дети из сельской местности республики могут проступить на обучение с проживаем …»
«Цифровые технологии, организация обучения в сетевой форме способствуют созданию равных условия для обучения…»

Считать пропущенные в тексте знаки препинания мы даже не станем. И так понятно, что либо Алина Трубицина из вице-премьерского секретариата недостаточно хорошо владеет русским языком, либо не уважает руководителей республиканских ведомств, отправляя им без исправлений чудовищно безграмотный текст.

Без последствий не обойдется

Родители учеников интерната обеспокоены. Они полагают, что после понижения статуса лицея с республиканского до районного, он полностью утратит свою уникальную творческую атмосферу и потеряет в качестве обучения.

«Во-первых, не будет бюджетирования. Сейчас дети там живут, а мы платим около 60% от стоимости. Во-вторых, раньше туда брали одаренных детей со всей республики, а станут принимать только из Завьяловского района. Уже в этом году набирали только из Завьяловского района и проходной балл впервые был очень низким. Другими словами, набрали слабых детей», — свидетельствует Анна Широких.

Семья Анны живет в Завьяловском районе, и для ее детей, вроде бы, ничего не должно измениться. Но сама она полагает, что это не так. Активистка уверена, что как только лицей станет муниципальным, сильный педагогический коллектив распадется. И через несколько лет лицея с большой вероятностью не станет.

«Еще полгода назад это было чудесное место. Там заходишь, и ощущение как дома. Настолько комфортная обстановка», — вспоминает Анна Широких.

В аппарате вице-премьера Татьяны Чураковой косвенно признают, что передача учебного заведения в ведение Завьяловского района будет иметь последствия как для самого интерната, так и для его учеников. Все в той же безграмотной пояснительной записке говорится, что обучающимся из других муниципалитетов республики будут предлагаться лишь места, оставшиеся свободными после зачисления школьников из Завьяловского района.

Количество детей, обучающихся очно, при этом сократится со 150 до 132 человек, а заочников и вовсе останется всего 27. Это будут только дети с ограниченными возможностями здоровья. Для талантливых детей заочная форма упраздняется, так как, по мнению чиновников, такой формат не позволяет углубленно изучать те или иные предметы.

По мнению экспертов авторитетного издания для педагогов, школьников и родителей «Мел», посвятившего Республиканскому лицею-интернату восторженную публикацию, учреждение предоставляет прекрасную возможность сотрудничать с педагогами, которые понимают особенности учеников на альтернативных формах обучения, специфику работы по индивидуальным учебным планам, а также мобильны в принятии решений.

«В современном мире школа стала своеобразным образцом супермаркета. Туда запихнули все: от вопросов питания и хозяйственных нужд до индивидуализации и тьюторства. „Касса свободна! Подходите!“ Но в школу приходит Человек. И если в магазине мы удовлетворяем свои физиологические потребности, то в школу идем за пищей для души и ума. Она должна быть местом, где ценят и понимают работу профессионалов, ручной труд, уважают личность», — пишет издание об интернате из Италмаса.

Экономия на детях

По нашему оценочному суждению, настоящая причина передачи Республиканского лицея-интерната на районный баланс не в отсутствии интеллигенции на селе, а в срочной необходимости сокращения бюджетных расходов. Государственный долг Удмуртии, как ранее сообщало Udm-Info, за август сократился на 2 млрд рублей. Но и сейчас он составляет около 72,8 млрд рублей, что является одним из худших показателей среди российских регионов. Глава республики Александр Бречалов был даже вынужден просить о помощи в решении проблемы Президента РФ Владимира Путина.

Расходы сокращаются по всем статьям республиканского бюджета, и сфера образования не стала исключением. Денег в региональной казне на новые школы нет. Как сказал недавно глава республиканского кабмина Ярослав Семенов, строительство школ в Ижевске «отодвигается вправо». В переводе с чиновничьего языка на человеческий это значит — переносится на неопределенный срок. Вместо новых корпусов ученики и их родители получат «дополнительные помещения».

По словам Анны Широких, к счастью, не все представители власти так безграмотны и равнодушны, как авторы пояснительной записки о судьбе Республиканского лицея-интерната. Помог приостановить смену учредителя депутат Госсовета Тимур Ягафаров. Именно благодаря его вмешательству мнение родителей талантливых удмуртских школьников хотя бы выслушали в правительстве республики.

Также Анна говорит, что родителей лицеистов поддержали депутат Госдумы РФ Олег Гарин и заместитель председателя Госсовета Удмуртии Татьяна Ишматова. Но публично озвучивать свою позицию эти народные избранники по каким-то причинам не хотят. Во всяком случае, наши просьбы прокомментировать ситуацию оба проигнорировали.

Конечно, Удмуртию не назовешь богатым регионом. Но потеря одного из лучших учебных заведений ради сиюминутной экономии, похоже, поставит под удар будущее республики — ее талантливых детей.

Перечитайте еще раз выдержки из записки, которую рассылала адресатам чиновница Алина Трубицина. Это хороший повод подумать о качестве школьного образования в регионе.