Posted 5 октября 2023,, 11:54

Published 5 октября 2023,, 11:54

Modified 5 октября 2023,, 12:00

Updated 5 октября 2023,, 12:00

Век живи — век учись: каких знаний не хватает даже успешным бизнесменам

Век живи — век учись: каких знаний не хватает даже успешным бизнесменам

5 октября 2023, 11:54
Фото: скриншот видео "Бизнес-вектор"
С началом осени учиться начинают не только школьники и студенты, в бизнес-школах по всей России тоже стартует учебный год. Обучаются в них как молодые предприниматели, так и успешные управленцы или бизнесмены, за плечами которых не одно высшее образование. Каких же знаний им не хватает?

Рынок делового образования

Рынок делового образования в России оценивается почти в 94,5 млрд рублей. Короткие программы, например, тренинги или семинары, обычно направлены на получение и отработку какого-то навыка. По их окончании слушателю выдают сертификат. Курсы повышения квалификации, как правило, длятся от 16 до 250 часов, студент получает удостоверение. Более длинные программы — это уже профессиональная переподготовка. Считается, что за этот срок можно освоить новую профессию. По окончании студент получает диплом. В отрасли насчитывают более 6 тысяч компаний, в сфере заняты около 150 тысяч человек.

У российской Торгово-промышленной палаты есть уникальные функции. Только она выдает сертификаты, подтверждающие страну происхождения товара, может засвидетельствовать форс-мажор. Специалистов по работе с такими документами готовят в учебном центре ТПП. Сегодня «Международный институт менеджмента объединений предпринимателей» (МИМОП) — это полноценная бизнес-школа, где деловое образование может получить любой желающий. Оборот за 2022 год составил 70 млн рублей.

Первые школы бизнеса в стране появились 30 лет назад. За это время запросы слушателей серьезно поменялись. Сейчас студенты не хотят теории, им нужна практика — разбор конкретных кейсов. В трендах: цифровая трансформация компаний — применение искусственного интеллекта и нейромаркетинг. Также востребовано антикризисное управление и курсы, обучающие переговорным техникам.

«С одной стороны, это все, что связано с „мягкими“ навыками и универсальными компетенциями, способностью будущего сотрудника работать в формате многозадачности и постоянных изменений. Спрос вырос на курсы, повышающие компетенции по управлению в стрессовых ситуациях и умению действовать в нестабильной реальности и правильно проживать ошибки, управлению изменениями. Сейчас мы видим запрос у бизнеса на конфликтологию и умение применять переговорные, медиативные техники в различных отраслях», — говорит Сергей Катырин, Президент Торгово-промышленной палаты России.

К примеру, одна из самых востребованных программ МИМОП — «Медиация». Она длится 254 часа и стоит 70 тысяч рублей. Слушателей набирают дважды в год, и свободных мест почти не бывает. Медиатор — это новая востребованная профессия, это специалист по внесудебному урегулированию споров. К нему обращаются, когда конфликт нужно разрешить, обеспечив при этом конфиденциальность, когда сторонам важно сохранить бизнес и репутацию.

Один из гигантов индустрии делового образования — бизнес-школа «Сколково». Оборот школы за прошлый финансовый год — 4,5 млрд рублей.

«Мы учим управлять собой, компаниями, ситуациями, организациями, государственными институтами. По большому счету, знания, они транспарентны. То есть в этом смысле знания во всем мире, они доступны. Вопрос в другом. Что непосредственно в применении этих знаний, в имплементации с учетом определенной специфики, особенностей, рассмотрения различных кейсов, успешных и неуспешных», — комментирует Александр Ким, руководитель школы управления «Сколково».

Если «Сколково» больше ориентирована на предпринимателей, то «Русская школа управления» — на менеджеров.

«ВУЗы в основном учат специалистов. Менеджеров не учат. Менеджменты учатся на конкретных действиях, в конкретных ситуациях. Менеджмент — это реакция на сбой. Чтобы научиться руководить, надо с этими сбоями сталкиваться. Надо их либо не допускать, тогда это называется проактивное управление, либо быстро на них отрабатывать, тогда это называется реактивное управление», — рассказывает Сергей Трушкин, руководитель практики управления «Русской школы управления».

В Удмуртии бизнесменов тоже приглашают поучиться. Есть, например, «Школа бизнеса» — этот проект был признан лучшим кейсом поддержки молодежного предпринимательства по итогам 2021 года и стал победителем премии «Серебряный Лучник — Приволжье». Программа реализуется Корпорацией развития региона в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

«Школа бизнеса» — это программа для молодых людей, которая помогает им сделать первые шаги в бизнесе. Первый сезон состоялся осенью 2021 года.

В сентябре текущего года закончился третий сезон «Школы бизнеса», на который поступило более 2500 заявок, состоялся бизнес-интенсив для 80 лучших участников. В финал вышли 4 человека, которые презентовали свои бизнес-идеи.

Победителем третьего сезона проекта «Школа бизнеса» стала Анастасия Поносова с проектом «Сам Себе Тренер: спортивное приложение». Победитель получит 650 тысяч рублей на обучение и развитие бизнеса.

Российское деловое образование, ранее ориентированное на запад, теперь вынуждены проводить своего рода импортозамещение.

«Сейчас идет изменение содержания с возвратом к лучшим образцам советских образовательных стандартов с применением уже наработок отечественного бизнеса. Очевидно, что такие сложные процессы в столь консервативной отрасли, как образование, не могут проходить безболезненно в столь сжатые сроки. Быстрый переход на отечественные онлайн-сервисы и технические решения, процесс замены привычных и бывших монополистами коммуникационных и образовательных платформ из недружественных стран», — говорит Сергей Катырин, Президент ТПП РФ.

Развитие системы делового образования — одно из важнейших направлений деятельности Торгово-промышленной палаты. Сегодня при торгово-промышленных палатах работают 65 учебно-деловых центров.

Цель делового образования — не «корочка», а решение собственных рабочих задач, говорят выпускники бизнес-школ. А для этого крайне важен обмен практиками и международный опыт. Эксперты единодушны в том, что нужно сегодня смотреть на Восток, думать о сотрудничестве с бизнес-школами Китая, Сингапура, Гонконга, Турции, Индии и других стран. Преподаватели из этих школ могут рассказать об особенностях национальных рынков и азиатской модели менеджмента, что сейчас весьма актуально.

"