Posted 8 ноября 2023,, 12:57

Published 8 ноября 2023,, 12:57

Modified 8 ноября 2023,, 12:59

Updated 8 ноября 2023,, 12:59

В Удмуртии установили имена летчиков упавшего в 1942 году бомбардировщика

8 ноября 2023, 12:57
В Удмуртии установили имена трех летчиков, чей бомбардировщик дальней авиации потерпел крушение в Каракулинском районе в годы Великой Отечественной войны. Об этом на своих страницах в соцсетях сообщила депутат Госдумы России от республики Лариса Буранова.

В июне 2023 года около деревни Малые Калмаши Каракулинского района нашли множество фрагментов советского бомбардировщика дальней авиации ДБ-3Ф. Поисковики выяснили, что самолет потерпел крушение 23 марта 1942 года из-за погодных условий. Бомбардировщик перегоняли с военного аэродрома Красноярска в Ярославль, чтобы затем отправить его на фронт. А перегоночный маршрут в то время проходил как раз через территорию современной Удмуртии.

«Было предположение, что самолетом управлял экипаж из четырех человек. Все они погибли на месте — это точно. Поисковики из Татарстана передали в музей фотографию командира, боевого летчика Колодкина Александра Аверьяновича, уроженца Кировской области. Только его имя и было известно. По рассказам местных жителей, экипаж похоронен в братской могиле где-то на старом кладбище», — рассказала Лариса Буранова.

Депутат Госдумы и поисковики обратились с официальным запросом в Центральный архив министерства обороны России. Согласно журналу боевых потерь 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка за 1941–1942 годы, в крушении в Удмуртии погибли:

  • пилот лейтенант Колоткин (так в документе) Александр Аверьянович, 1916 г. р., уроженец д. Дворище Богородского района Кировской области;
  • стрелок-бомбардир сержант Елкин Михаил Матвеевич, 1919 г. р., уроженец д. Азарово Мценского района Орловской области;
  • авиационный механик воентехник 2 ранга Рупеко Владимир Григорьевич, 1918 г. р., уроженец Иркутской области, Эхерит-Булагатского района.

Согласно документу, все трое похоронены 23 марта 1942 года в д. Б. Калмаш Камборского района Удмуртской АССР (так в документе).

«Три фамилии. Три солдата. Три героя. Знают ли их родные, что местом, где завершился путь боевого экипажа, стал Каракулинский район Удмуртии? Что в небольшой деревне Малые Калмаши до сих пор хранят память о катастрофе 1942 года? Что жители хотят установить памятник в центре деревни и выбить на нем имена погибших летчиков?», — прокомментировала Лариса Буранова.

Поиск родных погибших летчиков продолжается. Депутаты Госдумы попросила распространить информацию об установленных именах героев.

Напомним, также в Удмуртии ищут обломки самолета, по некоторым данным, потерпевшего крушение в годы ВОВ в Алнашском районе.

Отметим, дальний бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4) был разработан в конструкторском бюро С. В. Ильюшина в 1938 году. В мае 1939 года успешно прошли летные испытания нового самолета, а в августе того же года состоялись государственные испытания. По их результатам самолет-бомбардировщик ДБ-3Ф уже осенью 1939 года приняли на вооружение ВВС Советского Союза. Производство ДБ-3Ф было освоено в 1940 году.

К началу Великой Отечест­венной войны самолетный парк советской дальней бомбардировочной авиа­ции насчитывал 2147 машин, среди которых значительную часть составляли двухмоторные цельнометаллические бомбарди­ровщики ДБ-3Ф. Ввиду острого де­фицита дюралюминия с осени 1941 года для изготовления кабины штурмана, пола кабины пилота, носовой части фюзеляжа вместо металла стали использовать де­рево и фанеру, что привело к некоторому уменьшению максимальной ско­рости. Уже первые бои выявили необ­ходимость увеличения экипажа самолета до четырех человек.

Бомбардировщик ДБ-3Ф являлся основ­ной ударной силой советской авиации дальнего действия. 25 июня 1941 года в районе Молодечно на нем совершил легендарный подвиг командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитан Николай Гастел­ло, направивший свой горящий самолет ДБ-3Ф на скопление боевой техники фашистов.

В марте 1942 года модель переименовали в «Ил-4».

Всего в 1940–1946 годах заводы №18 (Воронеж); №23 (Москва); №39 (Москва, затем эвакуирован в Иркутск); №126 (Комсомольск-на-Амуре) произвели 6877 самолетов ДБ-3Ф (Ил-4) в нескольких модификациях.