В июне 2023 года около деревни Малые Калмаши Каракулинского района нашли множество фрагментов советского бомбардировщика дальней авиации ДБ-3Ф. Поисковики выяснили, что самолет потерпел крушение 23 марта 1942 года из-за погодных условий. Бомбардировщик перегоняли с военного аэродрома Красноярска в Ярославль, чтобы затем отправить его на фронт. А перегоночный маршрут в то время проходил как раз через территорию современной Удмуртии.
«Было предположение, что самолетом управлял экипаж из четырех человек. Все они погибли на месте — это точно. Поисковики из Татарстана передали в музей фотографию командира, боевого летчика Колодкина Александра Аверьяновича, уроженца Кировской области. Только его имя и было известно. По рассказам местных жителей, экипаж похоронен в братской могиле где-то на старом кладбище», — рассказала Лариса Буранова.
Депутат Госдумы и поисковики обратились с официальным запросом в Центральный архив министерства обороны России. Согласно журналу боевых потерь 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка за 1941–1942 годы, в крушении в Удмуртии погибли:
Согласно документу, все трое похоронены 23 марта 1942 года в д. Б. Калмаш Камборского района Удмуртской АССР (так в документе).
«Три фамилии. Три солдата. Три героя. Знают ли их родные, что местом, где завершился путь боевого экипажа, стал Каракулинский район Удмуртии? Что в небольшой деревне Малые Калмаши до сих пор хранят память о катастрофе 1942 года? Что жители хотят установить памятник в центре деревни и выбить на нем имена погибших летчиков?», — прокомментировала Лариса Буранова.
Поиск родных погибших летчиков продолжается. Депутаты Госдумы попросила распространить информацию об установленных именах героев.
Напомним, также в Удмуртии ищут обломки самолета, по некоторым данным, потерпевшего крушение в годы ВОВ в Алнашском районе.
Отметим, дальний бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4) был разработан в конструкторском бюро С. В. Ильюшина в 1938 году. В мае 1939 года успешно прошли летные испытания нового самолета, а в августе того же года состоялись государственные испытания. По их результатам самолет-бомбардировщик ДБ-3Ф уже осенью 1939 года приняли на вооружение ВВС Советского Союза. Производство ДБ-3Ф было освоено в 1940 году.
К началу Великой Отечественной войны самолетный парк советской дальней бомбардировочной авиации насчитывал 2147 машин, среди которых значительную часть составляли двухмоторные цельнометаллические бомбардировщики ДБ-3Ф. Ввиду острого дефицита дюралюминия с осени 1941 года для изготовления кабины штурмана, пола кабины пилота, носовой части фюзеляжа вместо металла стали использовать дерево и фанеру, что привело к некоторому уменьшению максимальной скорости. Уже первые бои выявили необходимость увеличения экипажа самолета до четырех человек.
Бомбардировщик ДБ-3Ф являлся основной ударной силой советской авиации дальнего действия. 25 июня 1941 года в районе Молодечно на нем совершил легендарный подвиг командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитан Николай Гастелло, направивший свой горящий самолет ДБ-3Ф на скопление боевой техники фашистов.
В марте 1942 года модель переименовали в «Ил-4».
Всего в 1940–1946 годах заводы №18 (Воронеж); №23 (Москва); №39 (Москва, затем эвакуирован в Иркутск); №126 (Комсомольск-на-Амуре) произвели 6877 самолетов ДБ-3Ф (Ил-4) в нескольких модификациях.