Posted 9 ноября 2023,, 12:08

Published 9 ноября 2023,, 12:08

Modified 9 ноября 2023,, 19:48

Updated 9 ноября 2023,, 19:48

Почему в Удмуртии выросли цены на такси и чего ждать дальше

Вам шашечки или ехать? Почему в Удмуртии выросли цены на такси и чего ждать дальше

9 ноября 2023, 12:08
Фото: 1MI

Почему в Удмуртии выросли цены на такси и чего ждать дальше

С середины лета в Удмуртии значительно возросли цены на поездки в такси. Только в августе рост составил почти 24%, это исторический рекорд последних 10 лет. Рассказываем, что влияет на стоимость поездок и рынок такси и ждать ли снижения цен.

По данным Росстата, в 2023 году стоимость поездки на такси достигла максимума с 2014 года. Рост цен наблюдается во всех регионах. С января по сентябрь цены повысились в среднем на 23%, тогда как за тот же период 2022 года — всего на 5,6%.

Удмуртия не стала исключением. Если в июне поездка на такси обходилась в 31,27 рублей за километр, то в сентябре цена выросла до 36,22 рублей. Рост — на 25%. В службах такси рост цен объясняют повышением стоимости автомобилей, нехваткой водителей и новым законом о такси.

Сервис по-новому

Повышение цен на такси заметили все жители Ижевска, регулярно пользующиеся этими услугами. «Цены выросли космически!», — говорит жительница города Екатерина Русанова.

«Я уже много лет езжу на такси на работу. И если в 2020 году стоимость поездки выходила 100-110 рублей, в прошлом году — около 180 рублей, то этим летом цена повысилась до 250-270 рублей. Если идет дождь — цена еще выше, уже рублей 300-350. Поездки на такси стали для меня накладными, и я стала ездить на автобусе. Экономия — несколько тысяч рублей в месяц», — рассказывает Екатерина.

Резкий рост цен заметил и ижевчанин Антон Горенко. Многие годы он был активным клиентом служб такси, но с июля пересел на общественный транспорт.

«Так получилось, что с апреля я перешел на удаленный формат работы, был сильно загружен и перестал пользоваться такси — ездить было некогда. Но в середине июля мне нужно было уезжать в отпуск. Вызвал такси до ж/д вокзала, и без задней мысли поехал к поезду. Приезжаем, и таксист озвучивает суммы — 490 рублей. Я обалдел! В прошлом году, также уезжая в отпуск, я заплатил 240 рублей. Рост цены в два раза!», — возмущается ижевчанин.

Помимо цен, увеличилось и время ожидания такси. Оно, как и прежде, зависит от времени суток вызова машины, но даже в непопулярные часы ждать машину приходится гораздо дольше.

«Я не часто пользуюсь такси, но даже я заметила, что теперь машину ждешь по 15 минут. Недавно мне надо было ехать утром в больницу, вызвала такси. Сначала ждала 8 минут, пока мне найдут машину, потом еще минут 12, когда она приедет. Спрашиваю у таксиста, почему теперь такое долгое время ожидания, а он отвечает — так водители многие поуходили, работать почти некому», — рассказала ижевчанка Олеся Ившина.

Работать некому

О нехватке водителей рассказывают и сами таксисты. Дефицит кадров испытывают почти все ижевские службы такси.

«Я работаю в такси уже 8 лет. Небольшая текучка водителей была всегда, но такого массового ухода я не припомню. Если раньше в часы пик на линии работали машин 30, то сейчас максимум машин десять. Водители бегут пачками. Многие остались в такси на подработке. Я пока держусь. Но из-за роста цен заказов стало значительно меньше, и за каждый идет борьба. С лета мне пришлось устроиться в несколько служб, чтобы хоть что-то зарабатывать», — рассказывает водитель такси в Ижевске Ольга.

О дефиците водителей говорят и в самих службах такси. К примеру, по данным «Яндекс. Такси», в третьем квартале 2023 года приток водителей сократился на 15% по сравнению с прошлым годом. Текучку кадров подтверждают и в ижевской службе такси «900-373». По словам диспетчера Ларисы, с начала сентября отказались от работы 18 водителей.

«Да, текучка есть, и не только в „900-373“. Летом я работала в другой службе, и с июня оттуда ушли более 200 водителей. Набрали ли новых, не знаю, но работать в такси теперь стало невыгодно. Многие водители уходят, не проработав и месяца», — поделилась Лариса.

По словам создателя телеграм-канала «Омбудсмен такси» Антона Максимова, сферу покидают как новички, так и опытные таксисты. Автоэксперт считает, что к такой ситуации приводят низкие зарплаты. Агрегаторы и диспетчерские обещают до 120 тысяч рублей в месяц, но в реальности таксисты редко получают больше 35 тысяч.

«До лета мой заработок в такси был 50-60 тысяч рублей в месяц. Это чистыми деньгами, без учета затрат на бензин, ремонт и т. д. Тогда я работала в двух службах по 8-9 часов в день. Сейчас, чтобы заработать эти деньги, я должна работать в трех-четырех службах и не вылезать из-за руля круглые сутки», — говорит водитель Ольга.

По словам работников служб такси, водители уходят по нескольким причинам. Одна из них — новый закон о такси, вступивший в силу 1 сентября 2023 года.

Закон о такси

В конце декабря 2022 года Президент России Владимир Путин подписал закон, комплексно регулирующий работу в сфере такси. Его основные положения вступили в силу с 1 сентября 2023 года.

Закон ввел строгие правила для водителей такси. Теперь они обязаны получать разрешение и приобретать специализированный страховой полис ОСАГО по тарифу для перевозчиков, запрещено управлять такси гражданам с непогашенной судимостью и тем, кто не заплатил как минимум три штрафа за нарушения ПДД. Выполнение этих правил потребовало от водителей больших затрат, чтобы работать в такси официально.

Максимальные издержки — это покупка специализированного полиса ОСАГО.

«Этот новый ОСАГО стоит в 10 раз дороже, чем стандартный. В прошлом году полис стоил около 20 тысяч рублей, сейчас — больше 150 тысяч. Хотя стоимость страхового покрытия осталась прежней. Да еще и страховые компании под различными предлогами отказываются продавать нам полис. Поэтому и уходят водители», — рассказала водитель такси Ольга.

По новому закону, службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО.

Кроме того, по новому закону все таксисты, как и прежде, обязаны проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой. Но теперь расходы по выполнению этих требований несут не перевозчики, а ИП и самозанятые водители.

Сейчас в некоторых регионах (не в Удмуртии) проводится пилотный эксперимент по «отбеливанию» рынка такси. До ноября все водители должны были перейти в статус самозанятых или ИП, либо же перевозчик должен заключить с ними трудовые договоры. Такой эксперимент проводят, в частности, в Калуге. По словам Антона Максимова, таким образом государство пытается увеличить доходы от налогов служб такси.

«В Калуге представители налоговой службы прямо сказали перевозчикам: все должны платить налоги, ваши агентские схемы неправильные и ФНС готова доначислить несогласным 43% налогов как за работников. Если водитель не получит статус самозанятого или ИП, то его отключат от заказов, а если у диспетчерской много таких водителей, то ей отключат возможность заводить новых водителей. При этом к судебным процессам ФНС готова», — написал эксперт.

Решат ли провести подобный эксперимент в Удмуртии — пока неизвестно. Но даже и без него первые два месяца действия нового закона привели к увольнениям большого количества водителей такси, и не только в республике.

По оценке представителя Общественного Совета по развитию такси по Петербургу и Ленинградской области Андрея Белова, за первый месяц действия закона рынок потерял около 20% водителей.

Рост цен на автомобили

Среди причин роста цен на услуги такси участники рынка называют подорожание автомобилей и их содержания. В связи с антироссийскими санкциями, введенными из-за проведения специальной военной операции, европейские, японские и корейские автопроизводители отказались от сотрудничества с Россией, а у отечественных заводов возникли проблемы с комплектующими.

По данным Росстата, с февраля 2022 года по сентябрь 2023-го стоимость новой легковой иномарки возросла более чем в 1,5 раза — с 1,38 млн рублей до 2,29 млн рублей. Отечественные автомобили подорожали на 30% — до 1 млн рублей. Большинство автомобилей в такси были куплены водителями и перевозчиками еще до пандемии коронавируса, и у многих машин срок эксплуатации скоро закончится.

«Я покупала этот свой „Ситроен“ специально для работы в такси — чтобы возить пассажиров „подороже“, по тарифу не „эконом“, а „комфорт“. В итоге за четыре года работы я его почти „убила“. А с кредитом расплатилась только год назад. На ремонт нужны две моих зарплаты. Техобслуживание я провожу у знакомого, там дешевле, чем в салоне. И то, еще в начале года ТО стоило 8 тысяч рублей, а сейчас — 16 тысяч. Еще прибавьте сюда рост цен на бензин. А комиссия водителям от служб такси не растет. Вот и крутись. Покупать новый автомобиль для меня уже неподъемно, цены выросли ужасно», — сетует водитель такси в Ижевске.

Также причиной роста цен на услуги такси является увеличение затрат на обслуживание автомобилей из-за роста стоимости запчастей, расходных материалов и лизинга. Например, по данным Удмуртстата, цены на автомобильные шины с января 2022 года по сентябрь 2023-го выросли на 25% — с 3,7 до 4,7 тысячи рублей.

Что будет с ценами

Участники рынка считают, что рост цен на услуги такси продолжится, ведь к этому есть все предпосылки.

«Владелец службы такси никогда не пойдет на то, чтобы уменьшить свою прибыль. Но для удержания водителей он задумается над повышением их зарплаты. Но не за свой счет, а за счет пассажиров. Поэтому выход только один — повышать тарифы», — делится мнением диспетчер такси Лариса.

По мнению работников служб такси, снижение цен возможно только в случае падения цен на топливо, автомобили и их обслуживание. А также, если государство согласится внести послабления в новый закон о такси. Но ждать этого в ближайшее время пока не приходится.

«Повышать цены на такси бесконечно невозможно. Уже сейчас клиентов стало в разы меньше. Есть, конечно, те, для кого 500 рублей за поездку — не деньги, но таких в Ижевске немного», — считает водитель такси Ольга.

В Общественном совете по развитию такси в России заявили, что многие компании-перевозчики становятся убыточными и задумываются о ликвидации. По данным Совета, около трети служб такси завершили 2022 год с убытком, примерно половина остались в небольшом плюсе. И если в прошлом году о закрытии бизнеса думали около 12% компаний, то к концу 2023-го их число может увеличиться до 20%.

«Думаю, в Ижевске останутся службы, которыми пользуются состоятельные граждане, остальные разорятся. Или появится в какой-то форме черный рынок такси: телеграм-чаты или какая-то новая форма контакта между водителем и пассажиром. Еще вариант — появятся такси-маршрутки, где по тарифу „вместе“ можно ехать вчетвером, но это уже из области фантазий. Что касается меня, то моя зарплата падает, а работать в четырех службах круглосуточно я не могу. Я еще посмотрю на развитие событий, и если после Нового года ничего не изменится, то буду уходить. Пойду делать беспилотники», — заключила Ольга.