В одном из подъездов дома на Ленина, 28 кипит работа. Несколько женщин шустро раскладывают на огромном столе ткань, потом так же быстро обводят на ней выкройки. Скоро это будет термобелье, вернее, 14 его комплектов, в холода для бойцов вещь незаменимая.
За окнами с утра льет сильный дождь. Но «нелетная» погода не помешала швеям, они приехали сюда из разных концов города. Кто-то даже вместе с детьми.
Рядом с раскроечным столом суетится маленькая девочка.
— А где тканюшки?
— Какие, зайчик?
— А вот смотри, вот сейчас здесь отрежут — и будут тканюшки. Девочки, дайте ребенку немного обрезков ткани!
Девочка обрадовано спешит за лоскутками.
— Сегодня мы еще раскроим футболки и боксеры, — поясняет Анна Широких, руководитель волонтерского движения «Шьем для наших. Удмуртия».
Невольно слышу, как между собой женщины ласково называют Анну — Атаман Аня. Анна, действительно, отличный атаман, то есть руководитель, организатор и вдохновитель волонтерского движения. В сентябре прошлого года «Шьем для наших. Удмуртия» появилось именно благодаря ей. Сейчас Атаман Аня координирует и направляет работу более ста швей в нескольких районах республики. А еще договаривается с поставщиками ткани, со спонсорами, ведет группу «ВКонтакте» и делает еще много других совершенно необходимых дел.
«С чего мы начали? Элина Патыкова, пермский блогер, с которой я работаю, написала в соцсетях, что ребята в зоне СВО замерзают, им не хватает теплой одежды. Она сделала несколько бесплатных выкроек одежды: толстовок, летних и зимних маскировочных костюмов, перевела в электронный вид выкройку пятиточечника. После этого в городах начали создаваться группы по пошиву одежды для участников СВО. 26 сентября появилась и наша группа, сначала нас было 15 человек, ну вот за год мы так выросли. Наши девочки работают в Ижевске, Сарапуле, Шаркане, Чайковском и Глазове. Я до сих пор помню то тяжелое чувство, когда в сентябре объявили мобилизацию. У меня сразу появилась тревога за близких, за мужа, за брата. Надо было срочно отвлечь себя от негативных мыслей. Что я и сделала», — делится Анна.
Немного цифр. За год работы швеи-волонтеры сшили 1700 пятиточечников, 2847 футболок, 4895 трусов-боксеров, 1233 флисовые толстовки, 628 маскировочных костюмов, 1515 балаклав, почти 400 спальных мешков, 418 дождевиков, более 500 комплектов термобелья.
А еще костюмы софтшелл, лонгсливы, панамы, балаклавы, снуды, флисовые шапки, вещмешки, банданы… Если перевести сшитые изделия в рыночную стоимость, то получится более 8 миллионов рублей!
В соседней комнате лежат уже отшитые и упакованные вещи. Нельзя не заметить отменное качество изделий: строчки ровные, аккуратные, что тут скажешь — шили с любовью.
«Гораздо больше вещей здесь будет ближе к отправке. Пока только волонтеры из Ижевска принесли. Мы обычно много отправляем, минимум по 3-4 паллета. Впереди зима, шьем сейчас флисовые толстовки, термобелье, спальники. Спальники у нас очень хорошие, большие и из самых качественных тканей», — добавляет Анна и в ее глазах появляется радость и гордость за работу волонтеров.
Анна вынимает из мешка и показывает мне новенький спальный мешок, он действительно классный: большой, теплый, аккуратно сшитый.
«А вот смотрите, что здесь?»
Легким движением руки она достает из спальника пакетик с конфетами и кофе.
«Это девочки сладкий подарок ребятам положили. А еще некоторые швеи валики под голову шьют. Недавно мальчику отправляли спальник, я ему пишу: не знаю, какой тебе попадется — с конфетками или с валиками. Через некоторое время пишет: „Ура, я везунчик, мне с валиком попался!"»
По словам Анны, бойцы очень радуются таким посылкам.
А буквально вчера пришли благодарные отзывы за сшитое волонтерами нижнее белье.
Несколько слов из переписки с бойцами:
«Девочки! Спасибо! Вещи огонь! Мы, конечно, не из Удмуртии, Новосибирск, Магнитогорск, но вашим тоже досталось, они рядом!»
«Большую часть вещей мы отправляем волонтерам в Белгород и там они уже дальше передают бойцам по спискам. Из какого региона эти ребята, мы даже не знаем, но понимаем, что они отдают сшитое нами тем, кому это необходимо. Вчера они снова увозили гуманитарную помощь, далеко под Авдеевку, за ленту. И вот пишут мне, что встретили там мужчину из Ижевска с позывным Степаныч, который передал нам благодарность за одежду», — рассказывает Анна.
Анна показывает видео: уже немолодой мужчина (Степанычу 55 лет), лица не видно, но вот он начинает говорить, и в его голосе чувствуется такая радость, такая теплота.
«Спасибо добрым людям, землякам из Ижевска, за такие хорошие вещи, они нам очень нужны», — благодарит боец за посылку из родного города.
Некоторые участники СВО приходят за помощью сами. С кем-то из ребят волонтеры сейчас общаются постоянно.
«Недавно вот с одним бойцом переписывались, говорит, там очень тяжело. Смотрю, сейчас вышел в сеть, значит, ночь пережили… Мальчику 25 лет, а он уже весь контуженный. Он уехал не в первый раз. Ребята признаются, что испытывают чувство вины, когда их товарищи там, а они дома», — вздыхает Аня.
В волонтерском движении сейчас трудятся более 100 мастериц, это как целая рота. По словам Анны, благая цель объединила людей разных профессий, возрастов и социального положения. Отличает их всех одно — желание помочь.
«Я давно хотела начать помогать ребятам на фронте и очень рада, что оказалась в таком дружном, хорошем коллективе. Сюда меня привела моя хорошая знакомая. Сейчас я в основном хожу на крой. Прихожу как можно чаще. В зоне СВО у меня был родственник, там его ранили, сейчас он уже дома. Мне очень хочется помочь ребятам. Я знаю, что одежда им всегда нужна, на передовой она быстро приходит в негодность. Тем более, скоро зима», — рассказывает Елена Михайловна.
«И я обрадовалась, когда узнала, что в Ижевске появилась такая группа. Как раз тогда, когда я узнала про „Шьем для наших“, у Элины Патыковой вышла электронная выкройка пятиточечника, и у меня все сошлось. Дома нашла кусочек какой-то плащевки, тут же начала шить. Я швея-любитель, шила раньше совсем немного, в основном своей семье. А за этот год научилась шить почти все, кроме маскхалатов и дождевиков, боюсь их почему-то как огня. Футболку раскрою и отстрочу за полчаса. По образованию я юрист в уголовном праве. У меня двое детей, младшему 2,5 года. Семья относится к моему волонтерству с пониманием. Сын садится в свою игрушечную машинку и говорит, подражая мне: „Ну все, я поехал в офис“. В прошлый четверг, например, мы были тут всей семьей. У меня в зоне СВО нет никого. Но ребятам надо помочь. Никто, кроме нас», — делится Диана.
«Я нашла эту группу сама. Сейчас я и автоволонтер, и крою, и шью. Стараюсь приходить почаще, по вечерам, в выходные. У меня работа, конечно, с утра до вечера. Я очень хочу, чтобы война скорее закончилась. Ребят жалко. Мы здесь дома, в тепле, а они сейчас мерзнут в окопах. Мы вот раскроим, сошьем, и они оденут сухое и теплое. Они будут знать, что есть те люди, которые их ценят, что они не одни. У меня сейчас в зоне СВО зять», — признается Светлана.
По словам Анны, самое тяжелое — это когда бойцам приходится отказывать.
«Вот человек пришел мобилизованный в отпуск, я знаю, что у него есть зарплата. И при этом я знаю, что есть те, кто сейчас на передовой и они даже при наличии денег не смогут пойти и купить себе ту же самую футболку. Мы помогаем в первую очередь тем, кто действительно нуждается», — признается руководитель движения.
Бывает, что волонтерам не всегда удается найти поддержку.
«Люди разные, кто-то нас, конечно, не понимает. Недоумевают, зачем мы это делаем. Но я никого не осуждаю. У каждого человека свой опыт, свое видение мира, и я тоже могу быть неправа. Когда мой муж начал раздражаться по поводу моей волонтерской работы, я ему сказала: „Вот мы дома, в тепле, а парни сейчас замерзают в окопах, попадают с обморожениями в госпитали. Там люди, и я не могу им не помочь“. Сейчас он уже смирился».
Позади год работы, сделано очень много, вклад каждой из женщин сложно переоценить. Спрашиваю у Анны о планах на будущее.
«Мы будем продолжать шить. Закупать ткани, оправлять бойцам сшитые вещи. Я считаю, это большая поддержка для наших ребят. Сейчас в основном мы отшиваем то, что отшивали раньше. Но хотим попробовать сшить одно новое изделие. Недавно спецназовец привез мне пончо, оно как дождевик. Очень, говорит, хорошая вещь для бойцов, нужная. Сверху непромокаемая ткань маскировочной расцветки, внутри флис, такие сейчас носят поляки. Если ткань найдем, отошьем ребятам это пончо. Танкисты вот снова спальники попросили, сошьем им сейчас штук десять…»
К слову, о танкистах. Ребята из танкового подразделения наградили Анну медалью за помощь бойцам. Скоро заслуженная награда приедет в Ижевск.
«Я девочкам говорю, что это не только моя медаль, она наша общая. Я бы одна это все не сделала. Для нас эта награда, конечно, очень дорога», — признается она.
Чтобы вступить в движение «Шьем для наших», не обязательно уметь шить. Ближе к 1 декабря девочки начнут приносить на склад готовые изделия, их надо будет упаковывать и подписывать. Здесь очень ждут помощниц на упаковку. А еще готовые вещи швеи стирают, чтобы к бойцам они приехали чистыми. Но у тех, кто отшивает по несколько комплектов термобелья или по десять футболок, бывает, просто не хватает на это времени и сил. Если бы кто-то откликнулся и помог постирать сшитые вещи, тоже было бы здорово. Всегда нужны автоволонтеры. С радостью здесь принимают гуманитарную помощь, продукты для бойцов. Очень важны и денежные перечисления, пусть даже небольшие, на которые швеи закупают необходимые ткани.
«Чем больше нас будет, тем больше мы сможем сделать. Любая помощь, даже самая маленькая, для нас очень важна», — говорит Анна.
Пока мы разговаривали, швеи-феи раскроили 63 футболки, 42 заготовки боксеров и 14 комплектов термобелья. Теперь крой развезут по районам, и в квартирах волонтеров допоздна (а где-то и до утра) будут строчить швейные машинки. Будут строчить для тех, кто сейчас в окопах, кто очень ждет помощи из дома.
Желающие присоединиться к волонтерскому движению «Шьем для наших. Удмуртия» могут заглянуть в группу волонтеров «ВКонтакте». Также можно прийти по адресу: Ижевск, улица Ленина, 28-26 (режим работы офиса есть в группе).