Как покупателей обманывают в «черную пятницу»

Обведем вокруг носа! Недорого! Как нас обманывают в «черную пятницу»

26 ноября 2023, 13:40
Неприметно для покупателей «черная пятница» из самой грандиозной распродажи в году в один миг может стать обычным обманом. Маркетологи активно используют эту акцию, чтобы увеличить объемы продаж и привлечь внимание потребителей большими скидками. Рассказываем, как не попасться на уловки продавцов.

Огромные плакаты с надписями «Распродажа», «black friday» и «Скидки до 90%» появляются каждый год в магазинах ближе к последней пятнице ноября. Маркетплейсы загодя начинают трубить о бешеных скидках. Социальные сети уже с середины месяца вирусятся новостями о предстоящей распродаже, на людей обваливается просто шквал рекламы — что называется, «из каждого утюга».

В таких условиях сложно удержаться и не приглядеть себе что-то по низкой цене. Но правда ли долгожданная покупка будем намного дешевле? Маркетологи давно разработали способы обмана покупателей, они никогда не допустят убытка. Но на их удочку ведутся не все.

Лохотрон или удача?

В Ижевске всего 33% жителей верят скидкам «черной пятницы». К такому выводу пришли сотрудники агентства Pro-Vision Communications. Тем не менее, столица Удмуртии вошла в топ-5 рейтинга городов, жители которых ждут «черную пятницу».

В соцсетях многие назвали эту акцию «лохотроном».

«Покупал себе телевизор в конце октября, сейчас у тестя сломался, думаю, надо такой же купить ему, полез смотреть по акции „чёрная пятница“, оказался на 3000 дороже».
«На „Озоне“ на этой „распродаже“ цены выше, чем месяц назад без всяких распродаж».
«Лохотрон начался».
«Сначала 150% накрутят. Потом 90% скинут. Надо же втюхивать товар типа дешево».
«Это же бред полный, какая пятница у нас в России, маркетологи с запада бред копируют», — пишут люди под разными постами о скидках и акциях в Ижевске.

Что касается населения всей страны, то картина выглядит немного иначе. Четверть россиян считают «черную пятницу» обманом, и лишь 9% опрошенных считают, что данная распродажа — реальность, а не видимость, — такие данные выяснили сотрудники SuperJob.

Чаще плохо о данной акции отзываются мужчины, из них 81% опрошенный заявил, что это обман. Из респондентов женского пола 69% не доверяет этим распродажам.

В среднем россияне готовы потратить в «черную пятницу» 17 500 рублей. 3 из 10 опрошенных хотят в момент скидок и акций купить бытовую технику и электронику. Приодеться подешевле планируют 19% респондентов, обзавестись гаджетами — 14%.

Еще одно исследование провели сотрудники сервиса приема платежей «Тинькофф Касса» в рамках аналитического проекта Tinkoff Data. По их результатам, количество покупок в эту «черную пятницу» станет рекордным за пять лет.

Откуда ноги растут

«Черная пятница» зародилась в США. Этот период скидок в магазинах связывают с началом рождественских распродаж после Дня Благодарения. Таким образом, эти распродажи дают старт новогодним покупкам. Есть и другие версии появления «черной пятницы».

В нашей стране «черная пятница» впервые прошла в 2010 году. А «официально» дни огромных скидок были объявлены в декабре 2013 года. Уже с 2014 года распродажи «черной пятницы» у нас стали совпадать с датами проведения в других странах.

Акции всегда начинаются в последнюю пятницу ноября и длятся три дня. Но магазины могут сами решать, сколько времени распродавать товар.

Искусство надувательства

Яркие слова и большие скидки подталкивают людей к покупкам. В магазине или на маркетплейсе покупатель может увидеть низкую стоимость товара и купить его. Но он может не догадываться, что за месяц до распродажи цену резко подняли, а в момент акции ее снизили до обычной стоимости данного товара. Поэтому скидки часто бывают просто видимостью.

Также на полках в эти дни появляется неликвид, залежавшийся товар, — именно его стремятся сбыть в дни распродаж. На вещи из прошлогодней коллекции акции есть всегда, поэтому зачастую их ценник даже не меняют, зато выставляют на первый план. Иногда даже собирают из неликвидных товаров наборы, чтобы продать побольше.

Кроме искусственно «сниженных» цен и неликвидных товаров, в магазине может быть просто бардак. Ценники могут не соответствовать товарам. Продавцы либо не успевают за ажиотажем, либо создают маленький хаос на прилавке целенаправленно.

Еще одна уловка — это часы. Зачастую на маркетплейсах сообщается о скидке, которая актуальна, например, только 24 часа. На экране появляется таймер, который побуждает человека поспешить с покупкой.

Похожая ситуация происходит, когда сообщается, что товар по акции получат первые пять человек. Вот только узнать, какой вы по счету, практически невозможно.

Скриншот
Скриншот
Скриншот

Не остаться в дураках

В обычных магазинах понять, какая цена была раньше, не получится, если только вы сами не отслеживали ее изменения. А на некоторых маркетплейсах вы можете проверить историю изменения стоимости товара.

Скриншот

В помощь покупателям создана программа, которая показывает историю стоимости продукта. Об этом пишут «Новые известия».

Такие программы обычно созданы для браузера Chrome. Необходимо сначала скачать расширение Moneyplace, это можно сделать по данной ссылке.

После установки вы будете видеть график изменения стоимости в интернет-магазинах. Это поможет определить настоящую скидку на товар и сэкономить.

#Общество #Экономика #Екатерина Кряжева #Ижевск #Удмуртия #Распродажа #Черная пятница
Подпишитесь