Posted 20 декабря 2023, 10:56
Published 20 декабря 2023, 10:56
Modified 20 декабря 2023, 10:58
Updated 20 декабря 2023, 10:58
— Россия возглавляет рейтинг стран по числу введенных в отношении нее санкций. По последним данным МИД России, количество ограничительных мер превысило 17,5 тысячи. Как бизнес реагирует на такие изменения и адаптируется к ним?
— Со временем бизнес стал приспосабливаться, выстраивать новые цепочки, новые логистические пути, и сейчас какого-то особого внимания на санкции никто не обращает. Конечно, это сказалось на нашем внешнеэкономическом обороте, где-то процентов на 15 — 16% у нас по итогам 10 месяцев внешнеэкономический товарооборот снизился. Но он серьезно переместился. Сегодня на Азиатский регион приходится 70% внешнеторгового оборота.
— В следующем году Россия председательствует в деловом совете БРИКС. Как сейчас идет подготовка и какие вопросы стоят на повестке?
— Должен сказать, что нам досталось непростое председательство на будущий год. Потому что как раз 1 января количество членов БРИКС увеличится до 11, это 6 новых стран. И, конечно, это достаточно серьезная работа для того, чтобы полноценно включить эти шесть стран в эту работу. У нас сейчас работает девять рабочих групп. Надо, чтобы наши новые партнеры включились в работу всех девяти рабочих групп, потому что мы всегда консенсусом принимаем решения. Второе — это то, что появляются новые вызовы, новые проблемы, не исключено, что будет обсуждаться тематика искусственного интеллекта. Это тема, которая начинает волновать всех.
— И в продолжение международного сотрудничества — какие вопросы приоритетны для работы и развития бизнеса в следующем году?
— У нас сложилась система поддержки бизнеса, она идет по нескольким направлениям. Первое — это наши представительства. Мы сейчас представлены более чем в 40 странах мира. Вторая часть — это наши деловые советы, которые созданы в 78 странах. Ни один из них не упразднен. Все они остаются в силе, но их европейская часть, естественно, заморожена, так же как и советы в Соединенных Штатах Америки и ряде присоединившихся к санкциям стран. Все остальные деловые советы, особенно азиатского направления, южного, в работе. Более того, они сейчас еще активнее работают, чем раньше.
Следующее направление сотрудничества — это наши ближайшие соседи. Это в рамках нашего Евразийского союза. Мы очень активно работаем со всеми пятью странами. Сейчас мы добились того, чтобы проекты, которые создаются в рамках кооперации между нашими странами, получали финансовую поддержку. Проектный офис создан на базе российской Торгово-промышленной палаты. И это первый круг, самый ближний для нас, в котором мы достаточно активно работаем. Второй круг — это, конечно же, страны СНГ. И наши торговые обороты и в Евразийском союзе, и в СНГ показывают, что непрерывно идет рост. Следующее наше направление — сотрудничество с Шанхайской организацией. У нас есть взаимодействия и со странами АСЕАН, и с рядом других. Сейчас активно задействуем их в работе, с тем чтобы оказать помощь нашим предпринимателям в создании каких-то совместных предприятий, в создании цепочек поставок и логистики и в решении других насущных вопросов.
— 2024 год объявлен президентом Годом семьи. Вы давно занимаетесь развитием семейного бизнеса и говорите о том, что в законодательстве необходимо закрепить понятие «семейный бизнес» и создать меры поддержки. Есть ли шанс, что в ближайшее время это будет реализовано на федеральном уровне?
— Мы двигаемся в этом направлении, активно работаем и с депутатским корпусом, и с Министерством экономического развития, и с другими ведомствами. Сегодня уже в семи регионах законодательно закреплены понятие семейного бизнеса и определенные меры для поддержки семейных компаний. В восьми регионах уже образовали центры поддержки семейного бизнеса с определенным набором услуг для семейных компаний. Если взять, например, фермерские хозяйства, то 99% фермерских хозяйств — это семейные компании, если взять частные школы, 95% частных школ — это семейные компании.
В чем проблемы на сегодняшний день, которые мы видим и которые, конечно, необходимо решать? Первая проблема — это дробление бизнеса. Есть риск, что, когда развиваются семейные компании, происходит дробление. То есть, к примеру, муж с женой ведут бизнес, но их дети не хотят заниматься этим бизнесом, но при этом желают быть вместе и делают какое-то ответвление от него. Значит, сразу начинают их подозревать в том, что это дробление. Есть проблема наследования, очень серьезная проблема, она актуальна для всего мира. Часто дети не хотят связывать себя с тем бизнесом, который вели родители, поэтому неясно, как вообще с этим бизнесом обходиться. И в наследовании все разделяется по частям. Есть завод — это отдельная собственность, акции — это отдельная собственность, паи — это отдельная собственность, ну и так далее. И такое деление по частям может вообще разрушить весь этот бизнес.
Мы действительно этой темой очень серьезно занимаемся. Мы создали Всероссийский семейный совет, который сегодня регулярно заседает, перемещаясь по регионам. Мы сегодня создали проект «Надежды бизнеса» — это для детей, которые в этих семьях растут, и их пытаемся готовить к тому, чтобы они стали в свое время преемниками и могли вести бизнес с молодых лет.
— А как изменилась нагрузка на российский бизнес в части административного давления, налогов, неналоговых платежей?
— Административная нагрузка, конечно, снизилась. Процентов на 15 уменьшилось количество проверок в прошедшем году. То, что касается налогов, — серьезнейшие шаги сделаны, много изменений в налоговом законодательстве. Появился единый налоговый счет, вокруг которого было много дискуссий. Надо отдать должное нашей налоговой службе — они приложили титанические усилия, чтобы выправить ситуацию, отработать все критические замечания. Конечно, это упростило администрирование и для налоговой, и для предпринимателя. Микропредприятия в этом году могут не вести бухгалтерию, за них все это делает налоговая служба. Индивидуальные предприниматели теперь могут подавать документы в электронном виде или через личный кабинет и там же уплачивать налоги. Это тоже было нововведением, поэтому в этом плане движение идет, движение постоянное.