Posted 20 марта, 10:00
Published 20 марта, 10:00
Modified 20 марта, 10:02
Updated 20 марта, 10:02
Зима для нефтяников России стала настоящим испытанием из-за атак беспилотников. Эксперты считают, что на внутреннем рынке это никак не отразится и дефицита топлива в РФ не будет, пишет «Нефть и Капитал».
Одной из причин стабильности называют решения Правительства РФ о запрете экспорта товарных бензинов и повышении нормативов продаж дизтоплива на бирже. Однако, с тех пор атаки не прекращаются, а масштабы ущерба не обнародуются.
Слухи о запрете экспорта бензина начались зимой, после происшествия на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа (Нижегороднефтеоргсинтез, НОРСИ). В декабре там произошел некий технологический инцидент — правда, компания сообщила об этом не сразу, а в январе. Из-за неисправности компрессора перестала работать установка каталитического крекинга, уточнил Ростехнадзор.
Тогда посчитали, что на восстановление потребуется несколько недель. А вскоре после это было принято решение о запрете экспорта товарных бензинов, начиная с 1 марта. Одновременно решили увеличить нормы продаж дизтоплива на бирже с 12,5% до 16%.
Вице-премьер России Александр Новак уверил тогда, что ситуация на рынке стабильная, а запрет на экспорт — превентивная мера.
С тех пор ситуация с повреждениями не утихла. Спустя несколько недель после Нижегородского инцидента беспилотники вновь атаковали производства нефтяников: ударили по комплексу по переработке конденсата НОВАТЭКа в Усть-Луге и НПЗ в Туапсе.
Ряд экспертов уверены, что запрет на экспорт не связан с атаками на объекты нефтяной промышленности. Они считают, что всему виной — «серый экспорт», который правительство не может контролировать. Ряд «непроизводителей» экспортировали нефтепродукты, покупая их якобы для внутреннего рынка. К слову, правительство из бюджета выплачивало нефтяникам средства, покрывающие разницу между экспортными и внутренними ценами, то есть платило топливный демпфер.
Подобные серые схемы с экспортом с 2023 года тревожат Минфин и Минэнерго. Чтобы ограничить отток нефти за рубеж, принимали разные методы, менее жесткие, чем запрет: повышали экспортные пошлины, уточняли статус «непроизводителей». Однако борьба была неэффективной, и часть топлива шла на экспорт, в том числе в страны ЕАЭС. Поэтому, считают источники в отрасли, и были приняты решения о запрете на экспорт с 1 марта.