Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин рассказал, что для отмены запрета на применение смертной казни потребуется изменить Конституцию. Но практика показывает, что поменять Конституцию — не такая уж и сложная задача, пишут Новые Известия.
Создать межфракционную рабочую группу, которая будет анализировать законодательство о смертной казни, предлагает председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.
Депутат Михаил Шеремет обращается в Конституционный суд с запросом о законных основаниях для отмены запрета. Сам Конституционный суд пока сохраняет молчание.
Мало кто задумывался о значимости человеческой жизни в прошлом. Однако в 1753 году Россия стала первой страной, которая отменила смертную казнь. Формально она все еще была законодательно допустима, но появился указ императрицы Елизаветы, по которому казнь проводили символически — осужденного приводили на плаху, а потом отправляли в вечную ссылку.
Чуть позднее, в правление Екатерины II, этот запрет был отменен. Но при этом смертная казнь в России все равно была крайней редкостью до ХХ века. К этому наказанию приговаривали организаторов государственных переворотов. Например, судом к казни были приговорены 36 декабристов, но 31 из них потом помиловали. Смертная казнь грозила Достоевскому за участие в тайном обществе петрашевцев, продвигавшем идеи социализма, но Николай I не утвердил этот приговор.
Активно смертная казнь применялась в царской России только в 1905–1907 годах. Тогда казнили 2981 революционера за убийство 10 000 представителей власти.
Отмена смертной казни оказалась несложным делом. Это делалось много раз. Ее отменили после Октябрьской революции 1917 года, но вскоре начались красный террор и сталинские репрессии.
Так, с 1937 по 1938 год более 1,5 млн человек были арестованы, из них расстреляли 681 700 человек. В 1947 году смертную казнь в очередной раз отменил Иосиф Сталин. Но в 1950-м ее вернули.
Сейчас в России закон содержат такой вид наказания, как смертная казнь — это описано в статье 44 УК РФ. И даже Конституция РФ в статье 20 тоже предполагает высшую меру наказания.
Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
При этом смертная казнь в России была запрещена в 1999 году решением Верховного суда.
По словам соавтора действующей Конституции Сергея Шахрая, смертная казнь в России есть. Для возвращения данного наказания референдум не нужен.
Насколько прочны гарантии Верховного суда — вопрос дискуссионный.
Вот так свою позицию выразила адвокат Сталина Гуревич:
«Я — последовательный сторонник смертной казни. Причем, я не считаю ее сдерживающим фактором и прекрасно знаю, что на уровень преступности в целом она не влияет никак. Для меня это не высшая мера социальной защиты, а высшая мера социальной справедливости, восстановление баланса».
Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий призывает отменить мораторий на смертную казнь, так как не видит для террористов другого наказания:
«Сегодня мы должны сказать отчетливо, мораторий на смертную казнь, который приняли в 1996 году в связи вступлением в Совет Европы, должен быть прерван. Сегодня не может быть для этих отморозков иной меры наказания, кроме как смертная казнь».
Глава КПРФ Геннадий Зюганов тоже за возврат высшей меры наказания для террористов:
«Те, кто совершил это злодеяние, не имеют права ходить по земле».
А глава «Справедливой России» Сергей Миронов предлагает провести по этому вопросу референдум:
«Пусть всенародное волеизъявление граждан Российской Федерации решит этот вопрос государственной важности».
При этом у противников возврата смертной казни есть веские аргументы. Так, правозащитник и член СПЧ Ева Меркачева считает, что наличие смертной казни не снижает уровень преступности, а пожизненное заключение для преступника может быть даже страшнее смерти, принцип «око за око» возвращает нас в средневековье, суды могут ошибаться, а террористов надо изучать для лучшего понимания.
Предлагается также строить специальные тюрьмы для террористов.
«Мое мнение: надо (строить особые тюрьмы — прим. ред.)! И надо показывать обществу, в каких адски суровых условиях живут осужденные. Без надежды и права на прощение. А смертная казнь ни-че-го не решит. Зло не остановить злом».
Также существует мнение, что смертная казнь бесмысленна, если террорист оказался исламистом.
«Если это исламисты, то для них это еще и подарок, а для других террористов они станут мучениками, чьему пути нужно продолжать следовать», — говорит политолог Ярослав Игнатовский.
Также Игнатовский отметил, смертная казнь не имеет права на ошибку. А с этим в России есть проблемы.
«В России менее 0,5 процента оправдательных приговоров, а Верховный суд ежегодно публикует статистику, по которой десятки и сотни обвинительных приговоров отправляются на пересмотр или отменяются вовсе. Еще 14 лет назад процент судебных ошибок в уголовных делах составлял 40%. Сейчас меньше, но они все же есть».
Раньше и по сей день суды по всему миру допускают ошибки, приговаривая подсудимых к смертной казни. Некоторые случаи становятся известными благодаря СМИ, а другие остаются незамеченными.
Например, в СССР с 1953 по 1961 год и с 1991 по 2004 год власти признали невиновными почти 400 тысяч репрессированных. Некоторые из них выжили после пребывания в лагерях, некоторые погибли, а другие были казнены.
Также советские власти не признавали наличие маньяков и серийных убийц. До поимки Чикатило за его преступления был казнен другой подозреваемый в изнасиловании и убийстве 10-летней девочки — Александр Кравченко. Его вина не была доказана, а позже ответственность за это преступление взял на себя Чикатило.
Во время поисков убийцы Геннадия Михасевича, который действовал в Витебском районе в 70-х и начале 80-х годов, посадили 14 человек. Один из них, Николай Тереня, был расстрелян. Невиновных реабилитировали только спустя 16 лет после начала преступлений. В Свердловской области в 1984 году был приговорен к смертной казни Георгий Хабаров с диагнозом «умственная отсталость» вместо серийного убийцы Николая Фефилова.
В США также имеется множество случаев казней невиновных людей. Расследование ФБР показало, что с 1979 года по 2009 годы в Америке было вынесено 500 сомнительных приговоров только из-за неточного анализа волос. Они привели к смерти 27 невиновных людей. Сколько ошибок было допущено по другим основаниям, никто не знает.