Кто сегодня одевает деловых и не очень жителей маленькой Удмуртии и большой России? И легки ли проблемы легкой промышленности?
3 трлн 66 млрд рублей составил оборот рынка одежды в России в 2023 году. Доля отечественных производителей, по их подсчетам, около 18%. Почти треть рынка — это Китай. На втором месте — Узбекистан. На третьем — Бангладеш. Также в Россию идет параллельный импорт одежды из Турции, Киргизии, Вьетнама, Европы и США. Но точных данных об объемах сейчас не публикуется.
К деловой одежде относятся костюмы, пиджаки, жакеты, брюки, платья и юбки. И это почти половина всей одежды, производимой в России. Одежду шьют около 3 тысяч предприятий, и большинство из них — небольшие компании.
Мисс Полли и «Бангли Бу» из Удмуртии
По данным Удмуртстата, с января по ноябрь 2023 года индекс промышленного производства в регионе составил 108,3%. И среди основных отраслей, показавших самый заметный рост — текстильная промышленность, выросшая в 1,5 раза.
Одежда из Удмуртии известна уже не только в нашей республике, и даже не только в других российских регионах, но и в странах СНГ и дальнего зарубежья. К примеру, детский бренд Bungly Boo продается сегодня в десятках стран. Компания, вышедшая на рынок в 2016 году, ежегодно выпускает до шести коллекций.
Два года назад новую линию одежды для молодежи MISS POLLI разработало одно из старейших предприятий Удмуртии — ООО «Шарканский трикотаж». В этой линейке популярные у юных девушек шорты, юбки и сарафаны из искусственной кожи, жакеты-рубашки. Молодежная коллекция одежды MISS POLLI получила золотую медаль и диплом лауреата всероссийского конкурса «100 лучших товаров России-2022».
Качественную одежду для профессионального и любительского спорта, не уступающую мировым маркам, выпускает можгинская компания «Фанат». В их каталоге одежда для легкой атлетики, лыжных гонок, борьбы, бокса и гимнастики, легкие и утепленные, а также парадные костюмы.
Еще одно крупное предприятие Удмуртии — АО «Сактон» — выпускает большой ассортимент качественной и красивой женской одежды, причем не только стандартных, но и больших размеров.
С уходом из страны зарубежных брендов у текстильных предприятий возникли проблемы с материалами, однако теперь рынок восстановился и пошел вверх. Предприятия переключились на сырье и фурнитуру отечественных производителей, а также на китайских и турецких поставщиков.
Ковровский «Сударь»
«Сударь» появился более 70 лет назад, когда несколько швейных артелей города объединились в Ковровскую швейную фабрику. В 1964 году на предприятии определились со специализацией по мужским костюмам — и шьют их до сих пор.
В 90-е годы фабрика стала акционерным обществом «Сударь». Компания выпускает две собственные торговые марки — «Сударь» и Venzano, а также шьет для партнеров, например, для «Большевички». Пока заказы приносят больше выручки.
В прошлом году фабрика заработала 300 млн рублей, из них 240 млн — на оказании услуг пошива. В компании считают, что это надежный источник дохода, так как заказ гарантированно будет оплачен. Но и прибыли больше 4% не получается.
По словам Екатерины Степановой, генерального директора АО «Сударь», продвигать собственный бренд интереснее. Но, чтобы снизить себестоимость изделия, нужно увеличить объемы выпуска. Так выгоднее будет закупочная цена тканей и фурнитуры, и дешевле — содержание отделов продвижения и продаж. Но и рисков больше. Наращивая объемы, нужно знать наверняка, что сможешь их продать. У компании «Сударь» основной канал сбыта — оптовые представительства. Собственная розничная сеть не пережила пандемию, открыть ее заново не хватает оборотных средств. На маркетплейсы приходится небольшой процент продаж.
«Маркетплейс не может быть основным каналом сбыта для классической мужской одежды. Ну вот, представляете, мужской костюм, чтобы он сохранил свой внешний вид, его нельзя пересылать в этих пакетиках… В основном наши покупатели — это люди, которые привыкли одеваться и покупать костюмы в магазине. Но аренда магазина огромная в торговых центрах. Это порядка было где-то даже до 40% от оборота. Для нас, для плательщиков НДС, содержать торговую сеть — это просто невозможно дорого. То есть серьезные идут расходы, и нужно обязательно быть на какой-то упрощенной системе налогообложения», — говорит Степанова.
Индпошив
20 лет назад Алексей Сизов работал администратором в спортивном клубе. Но знакомые со швейной фабрики подсказали, что есть спрос на индивидуальный пошив мужских костюмов, причем ниша свободна. Стартового капитала не было. Алексей продал спортивный мотоцикл, взял кредит на 200 тысяч, и стал активно искать клиентов.
Сшить костюм по технологии bespoke — то есть вручную — стоит минимум 250 тысяч рублей. С клиента снимают около 40 мерок и создают лекало. От этого зависит, как сядет костюм. Большинство ателье работают по библиотеке базовых лекал. Специалистов, способных сконструировать лекало индивидуально, единицы. Это высококвалифицированные закройщики с инженерными навыками.
«Сначала отшивают макет костюма. И только после примерки макета — приступают к выкройке основной ткани. Как правило, это шерсть высшей категории. Чем тоньше нить — тем мягче ткань, и тем она комфортнее для кожи человека. Максимальная категория — „супер 250“. Это означает, что из килограмма шерсти сделали нить длиной 250 километров. Но бывают клиенты, которым и этого мало, — рассказывает Алексей Сизов, владелец ателье Grande e Piссolo. — Есть ткань „викунья“. Шерсть викуньи продается на аукционе, на котором борются самые именитые фабрики. То есть это очень ограниченное количество материала, которое производится в мире. И когда у нас запросили костюм из викуньи, мы приценились… Метр ткани стоит порядка 5-6 тысяч евро. На костюм нужно порядка 4 метров… Ну, человек услышал это и заказал из „супер 200“ себе костюм, что тоже достаточно дорого — костюм порядка 500 тысяч стоил».
Ко второй примерке готова базовая конструкция костюма. Затем еще одна — финальная, после чего портные кропотливо доводят изделие до идеала. На это уходит 80 часов ручного труда.
В ателье говорят, основная проблема — материалы.
В Торгово-промышленной палате считают, что полной независимости от натуральных импортных тканей добиться нельзя. Но многие виды можно производить внутри страны.
«Есть хорошие сейчас задумки и уже пошла реализация программ по возрождению, например, производства и переработки шерсти в РФ, у нас для этого есть условия, и сырьевая база хорошая есть, и технологии, производственные площадки. Мы видим, что нужно возрождать производство льна и изделий из этого исконно традиционного российского материала», — говорит Владимир Падалко, вице-президент Торгово-промышленной палаты России.
Женский смокинг
Елена Писарева всю жизнь работала швеёй. И параллельно сама придумывала дизайны. Правда, воплощала свои идеи, в основном, в нарядах для дочек. Дочери выросли и однажды решили: почему бы не направить мамин талант на создание собственного бренда? С тех пор так и пошло — Елена создает коллекцию, а дочери управляют компанией. Начинали с вечерних платьев. Но выстрелил бренд ELEAN, когда они сделали первую коллекцию женских смокингов.
«Мы стали щупать, чего меньше на рынке. И увидели, что смокингов реально нет. Был условно ЦУМ и Zara. И на заказ. Долго и сложно. И наши клиенты нам дали такую идею: сшейте брюки еще классические, с поясом и с лампасами. И вот, когда мы сшили эти брюки, мы поняли, что нашли свою нишу. Дальше стали просто делать разные модификации смокингов», — рассказывает Анастасия Плотницкая, совладелец бренда ELEAN.
В 2019 году компания сосредоточилась на женских костюмах, и сразу же выросла в три раза. С тех пор ежегодно растет и не просела даже в пандемию — отшивала белые смокинги для невест.
Сейчас годовой оборот семейного бренда ELEAN — 50 млн рублей.
Компания выбрала самый сложный для массового производства сегмент — приталенный силуэт. Ведь одно дело посадить костюм индивидуально. Другое — сделать так, чтобы смокинг пришелся впору женщинам разных фигур и возрастов. Именно поэтому в продаже так много оверсайза.
Стратегия на перспективу
В марте в «Экспоцентре» представили Стратегию развития текстильной и легкой промышленности до 2035 года. В ней обозначены особенности развития этого рынка в России, например, климат, который не позволяет выращивать хлопок. Говорится и о вызовах нового времени, таких как санкции. А также обозначены меры, которые могут поддержать бизнес. Сохранение благоприятного делового климата в отрасли зависит, в том числе, и от деятельности Торгово-промышленной палаты.
«Вспомните недавний период пандемии или пика санкций, когда мы вынуждены были приспосабливаться к новой рыночной ситуации. Ведь Торгово-промышленная палата во многом способствовала, чтобы предприятия спокойно обдумали ситуацию и вышли из тяжелого положения, выдавая сертификаты и заключения о форс-мажоре, не давая, так скажем, регуляторам применять к отдельным предприятиям штрафные санкции. Второе большое направление, чем помогает ТПП нашим предпринимателям, — лоббирует их интересы в Фонде развития промышленности», — комментирует Владимир Падалко, вице-президент ТПП РФ.
Игроки рынка говорят, что в качестве неотложных мер им нужна помощь с обновлением швейного оборудования, например, лизинговые программы и льготные кредиты. Но для того чтобы отрасль могла развиваться в долгосрочной перспективе, ей требуется отечественное сырье. В Стратегии говорится, что самый перспективный путь — наращивать выпуск синтетических и смесовых тканей, все условия для этого есть.
«Мы вот в этом именно сегменте в деле производства искусственных материалов можем быть несомненным лидером. Сырьем для этого является лесная промышленность наша, нефть, газ, химия», — говорит Владимир Падалко, вице-президент Торгово-промышленной палаты России.
Доступ к качественным и недорогим тканям позволит предприятиям уменьшить издержки и зависимость от внешних факторов, нарастить объемы выпуска и подвинуть импортные товары на внутреннем рынке.