Автобусная реформа в Глазове официально вступила в силу 1 сентября прошлого года. Наши коллеги из сетевого издания «Агентство транспортной информации» выяснили, что только на «методические рекомендации» по проведению реформы администрация города потратила 2 млн рублей, заплатив их без всяких конкурсных процедур малоизвестной проектной организации. После того как в северной столице Удмуртии по купленной за баснословные деньги методичке поменяли городские автобусные маршруты, муниципалитет встретил не благодарность, а глухое раздражение глазовчан.
В результате реформа общественного транспорта в Глазове стала предметом антимонопольного расследования. Его результаты республиканское управление ФАС рассмотрит 16 мая нынешнего года. Между тем, сами пассажиры городского общественного транспорта жалуются на новую схему движения автобусов и просят чиновников пересмотреть новые маршруты общественного транспорта. По их мнению, автобусы стали ходить только хуже.
«Обращение к администрации города и к главе города господину Коновалову! Убедительная просьба пересмотреть новые маршруты общественного транспорта! Все сделано бестолково, маршруты не устраивают людей. Не устраивают такие маршруты и самих перевозчиков, автобусы пустые. От маршрута 2 уже отказались, 4-ка никогда такой пустой не была! Все у нас было норм, просто надо было обновить парк и пустить дополнительные автобусы», — написала местная жительница.
Под постом женщины множество комментариев и такие же посты есть в других группах. Жители города согласны с данным мнением. По словам горожан, нужно было просто обновить автобусный парк.
«Очень правильно сказано. Люди просили автобусы новые и хорошие, а нагородили, как всегда».
«Пусть 7-й маршрут ходит по-новому, а зачем 4-й маршрут менять, ведь так удобно было. И в новый район, и в старый можно было попасть».
«Сделайте таблички на автобусе с названиями остановок, тогда люди будут знать, где будет останавливаться транспорт, а то на стендах начертили разноцветную радугу».
Скоро исполнится год с тех пор, как глава города Сергей Коновалов анонсировал проведение реформы общественного транспорта в Глазове. Однако до сих пор ни в одном открытом источнике не было информации о том, для чего, с какими целями проводились преобразования. Было непонятно, кто, когда и за чей счет разработал там новую маршрутную сеть. На эти вопросы и попыталось ответить «Агентство транспортной информации».
Выяснилось, что заказчиком научно-исследовательской работы на тему «Разработка методических указаний по маршрутизации новой транспортной сети города Глазова» выступило АНО «Центр развития бизнеса и городской среды» города Глазова. Эта автономная некоммерческая организация заключила договор с ООО «Проектное агентство Алексея Радченко», зарегистрированным в 2020 году в Москве. По данным налоговых органов за 2023 год, среднесписочная численность работников этой фирмы — один человек. Видимо, сам себе и начальник, и подчиненный, и проектировщик.
Несмотря на скромный штат проектного агентства, договор с ним на сумму 2 млн рублей был заключен в обход конкурсных процедур без проведения соответствующих торгов, разработки технического задания, календарного плана и, соответственно, процедур сдачи и приемки работ. Более того, администрация города из бюджета выдала своему подведомственному АНО субсидию, размер которой — 2 млн рублей — удивительным образом совпал с коммерческим предложением Алексея Радченко.
«Как и почему в качестве исполнителя договора определено именно данное ООО, АНО „Центр развития бизнеса и городской среды“ пояснений не предоставило. Установленные обстоятельства позволяют прийти к выводу, что схема заключения договора с ООО „Проектное агентство Алексея Радченко“ без торгов применялась администрацией Глазова намеренно. Разработка методических рекомендаций являлась муниципальной нуждой, что предполагает проведение конкурентной процедуры на заключение договора. При этом коммерческое предложение ООО „Проектное агентство Алексея Радченко“ равно сумме выделенной субсидии, что может свидетельствовать о согласовании суммы договора с заранее определенным обществом», — говорится в определении УФАС по Удмуртской Республике от 5 апреля нынешнего года.
Результаты этой научно-исследовательской работы вообще отсутствуют в публичном доступе, хотя Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртии доказало, что деньги АНО «Центр развития бизнеса и городской среды» на разработку научно-исследовательской работы были выделены из городского бюджета.
«АНО „Центр развития бизнеса и городской среды“, не проведя процедуру выбора подрядчика, заплатило их основному разработчику — ООО „Проектное агентство Алексея Радченко“. С собственником агентства и его директором Алексеем Радченко связаться не удалось, ввиду его отсутствия на территории Российской Федерации», — уточнили в «Агентстве транспортной информации».
Глава Глазова Сергей Коновалов объяснял год назад проведение транспортной реформы в городе необходимостью уйти от дублирования маршрутами друг друга. По его словам, это должно было позволить автобусам ходить чаще и быстрее проходить по линии. Но, по мнению глазовского депутата, журналиста и общественного деятеля Алексея Мелехина, отмена дублирующих маршрутов снизила качество транспортного обслуживания в целом.
«Если раньше ты вместо „двойки“ мог сесть на „четверку“, выйти раньше и немного пройтись пешком — благо, город у нас маленький — то теперь альтернативы нет. Как мы видим, ответственность лишь за отдельные проблемы возлагается на отдельных перевозчиков. При этом сами перевозчики бьют тревогу», — пишет Алексей Мелехин в своей аналитической статье о транспортной реформе, опубликованной изданием «Город Глазов».
Он ссылается на мнение Валерия Масленникова, председателя городской Автотранспортной пассажирской ассоциации Глазова, объединяющей местных перевозчиков. Масленников жалуется, что цена контрактов занижена, оплата по ним приходит не всегда вовремя, пассажиропоток снижается, люди возмущаются, высказывают свое недовольство водителям, которые, в свою очередь, отказываются работать. В то же время растут расходы на топливо, запчасти. К тому же, новая транспортная реформа детально с действующими перевозчиками не обсуждалась.
Власти Глазова тем временем считают, что во всем виноваты сами перевозчики, которые везут пассажиров не так и не туда. К самой концепции реформы у Сергея Коновалова претензий нет.
«Возврата к старой маршрутной сети кольцевого типа не будет, она себя изжила. На сегодняшний день основной поток жалоб идет конкретно на работу некоторых перевозчиков, на несоблюдение интервала, а не на следование автобусов, за исключением 2-го маршрута. Но не исключаем возможность небольших изменений на конкретных маршрутах — это сейчас обсуждаем со специалистами», — заявил глава Глазова в феврале на прямой линии с горожанами.
Мы знаем, что схемы с оплатой разных сомнительных и никого ни к чему не обязывающих «консультационных услуг» или «рекомендаций» часто применяются чиновниками, когда надо «распилить» неожиданно свалившиеся из бюджета средства. Нет никаких доказательств тому, что транспортная реформа в Глазове — именно такой случай. Но осадок, как говорится, остался. Тем более, что, как убежден Алексей Мелехин, транспортная реформа Глазову определенно была нужна. Но основные проблемы заключались не в неправильно проложенных маршрутах, а в долгом ожидании автобусов и их потрепанном состоянии.
Можно сказать, что в настоящий момент в городе Глазове сложилась патовая ситуация с дальнейшим ходом реформы транспорта общего пользования. С одной стороны, растет недовольство граждан и перевозчиков проводимыми преобразованиями. С другой стороны, у администрации города отсутствует возможность привлечь подрядчика разработки реформы к ответственности, либо выполнению гарантийных обязательств. Ведь работы были выполнены по договору, заключенному в обход Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ситуация усугубляется еще и тем, что основные разработчики покинули территорию Российской Федерации.
Рассмотрение антимонопольного дела по данным фактам пройдет в середине мая. Udm-Info будет внимательно следить за развитием событий.