Posted 9 мая, 15:28
Published 9 мая, 15:28
Modified 9 мая, 18:04
Updated 9 мая, 18:04
Ссадины и синяки — к счастью, этим удалось отделаться местному жителю после столкновения с электросамокатом на набережной Ижевска. Инцидент произошел летом прошлого года.
«Мы шли по набережной у ТЭЦ, а дорожки для самокатов и велосипедов там узкие, людей катается много, им приходится выезжать на пешеходную часть. И девушка выехала, но, видимо, испугалась, что наедет на меня, спрыгнула и полетела на меня вместе с самокатом», — вспоминает ижевчанин.
По его словам, девушка была напугана еще сильнее, травмы получили оба.
«У меня ссадины были и синяк, она же разодрала локти и колени. Обоим было больно, но разошлись по-доброму. Там понятная ситуация, с одной стороны дорога, с другой — забор, деваться некуда, там еще и дети ходят, а места мало», — говорит мужчина.
Такие травмы с момента появления на улицах электросамокатов получили многие. Кто-то сообщал в ГИБДД, а кто-то отделался легким испугом.
По мнению многих, культура вождения этого вида транспорта в нашем городе оставляет желать лучшего. Многие катаются на одном самокате вдвоем, лихачи превышают скорость, а некоторые встают за руль в нетрезвом виде. О правилах пользования электросамокатами многие даже не слыхали.
В этом году в авариях с самокатами уже пострадало несколько детей в Ижевске. 29 апреля на улице Милиционной 13-летняя девочка на электросамокате сбила на пешеходной дорожке 5-летнего малыша на детском самокатике. Малыш получил травмы и был доставлен в медицинское учреждение.
«По правилам пользования сервисами кикшеринга, прокатом электросамокатов могут пользоваться только те, кто достиг 18 лет. Для случаев, когда во время аренды управление самокатом передается несовершеннолетнему, ответственность за действия ребенка лежит на его родителях или опекунах», — объяснили в УГИБДД.
Другая авария произошла в тот же день на улице 10 лет Октября. Еще одна 13-летняя девочка совершила наезд на стоящий автомобиль и получила травмы. Кроме нее, пострадала ее подружка-ровесница, которая — в нарушение всех правил — ехала на самокате пассажиркой.
В Удмуртии только за прошлый год количество аварий с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) увеличилось в несколько раз. В 2022 году было зарегистрировано 59 таких ДТП, а в 2023-м эта цифра выросла до 228.
88 человек пострадали в этих ДТП, двое погибли.
Одна из смертельных аварий произошла на ижевской набережной в июле прошлого года. Упраялял электросамокатом мужчина 1986 года рождения, а вместе с ним ехала 33-летняя женщина.
Водитель не справился с управлением и выехал на дорогу. Там и произошло столкновение с иномаркой.
Женщина получила смертельную травму и скончалась на месте. Мужчина был госпитализирован. Такие аварии не редкость, с каждым годом их число только растет.
Только за девять месяцев 2023 года по стране произошло 2647 ДТП с участием электросамокатов, в результате погиб 31 человек. Статистика довольно удручающая.
Проехать на электросамокате в Ижевске можно далеко не везде. Дорожки для велосипедистов и самокатчиков пока есть только в центре Ижевска, но и их во многих местах портят ямы и разбитая брусчатка. В отдаленных районах города для СИМ нет никакой инфраструктуры.
В соцсетях горожане часто жалуются на отсутствие условий для нормального «сосуществования» пешеходов и велосипедистов с самокатчиками:
«Велодорожек нет, тротуары местами убитые, по Кирова от парка до „Океана“ обе стороны в ужасном состоянии, бордюры высоченные, выезды из дворов не просматриваются, люди ходят как попало, знаков и разметки нет».
«Проблема не в том, что есть те, кто ездит на велосипеде, самокате или чем-то подобным, а в том, что у нас дорожки в 1,5 метра шириной и там должны все уместиться. Должны быть отдельные велосипедные дорожки и пешеходные, но у нас как всегда увы и ах».
«Велодорожки есть только в центре города. Взять в пример Воткинское шоссе — Северный микрорайон. На тротуарах велодорожки вообще отсутствуют. Следовательно что? А следовательно, наезды на пешеходов».
«Пешеходную часть разделили вместо того, чтобы им отдельно сделать полосу (ул. Ленина), по Орджоникидзе — Краева вообще полосы вдоль трамвайных путей нет, велосипедисты и самокатчики гоняют по пешеходной [дорожке], хотя с другой стороны у проезжей части есть полоса в 0,5 м — сделайте им нормальный съезд с горкой без бордюров».
Сети проката электросамокатов развиваются во всех городах России, и в каждом из них борются с трендом своими способами. Например, в Перми власти в марте текущего года запретили парковку электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности в центре города и на других улицах. В результате этого 532 самоката были эвакуированы на штрафстоянку.
Компании «Юрент» и Whoosh так и не открыли полноценно сезон в этом городе, их электросамокаты лежат на складах.
Представители кикшеринга «МТС Юрент» тогда заявили, что они столкнулись с невыполнимыми требованиями со стороны местных властей, которые запретили парковать самокаты в центре без предоставления альтернативных парковок. А предложение компаний инвестировать в строительство парковок в Перми осталось без ответа. Самокаты были эвакуированы даже с тех местах, где запрет на парковку не действовал.
Правила для водителей электросамокатов вводятся и меняются год за годом. Недавно правительство России поддержало законопроект о наказании за нарушение правил дорожного движения для пользователей электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности.
Законопроект предлагает добавить в Кодекс об административных правонарушениях РФ главу 12.8.1, которая будет регулировать ответственность за нарушение ПДД пользователями электросамокатов и других СИМ. Некоторые предлагаемые меры также распространяются на велосипедистов.
Например, за управление СИМ в состоянии опьянения или за отказ от медицинского освидетельствования предлагается установить штраф в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.
Также планируется штрафовать пользователей СИМ и велосипедистов за оставление места ДТП (4-5 тыс. рублей), превышение скорости (от 500 рублей до 5 тысяч в зависимости от скорости — правда, непонятно, кто и как эту скорость будет фиксировать), движение на СИМ по автомагистрали (1 тыс. рублей), отказ выполнить законное требование полиции об остановке СИМ (до 800 рублей) и другие нарушения.
В настоящее время в Ижевске присутствуют две кикшеринговые компании — Urent и Whoosh, предоставляющие электросамокаты в аренду.
После многочисленных жалоб власти города заявили, что в городе могут ввести ряд ограничений для пользователей электросамокатов.
«Мы на связи с кикшеринговыми компаниями, которые работают в городе, и проработали ряд мер, чтобы упорядочить движение и парковку электротранспорта», — заявил мэр столицы Дмитрий Чистяков.
Так, сервис кикшеринга «МТС Юрент» планирует запустить в городе «пилот» по нанесению разметки, которая будет обозначать специальные места для парковки самокатов.
Также на некоторых участках обещают установить дорожные знаки. В местах с высоким пешеходным трафиком скорость электросамокатов будет автоматически замедляться до 7 и 15 км/ч.
Автоинспекторы будут передавать операторам самокатов данные о нарушителях ПДД. Для них пользование самокатами станет невозможно.
Также власти обещают, что в будущем может появиться «Школа безопасного вождения», в которой кикшеринговые компании обучат клиентов правилам дорожного движения и основам управления самокатами. Но пока это лишь планы.
В конце апреля городская дума Ижевска разрешила властям определить 100 мест для парковок электросамокатов. Ранее кикшеринговые компании просили определить для них 800 стоянок для СИМ, но администрация решила начать со ста — чтобы определить возможности сетей и проверить удобство для горожан и пользователей электросамокатов.
Сообщалось, что в ближайшее время муниципалитет совместно с кикшеринговыми компаниями составят список мест для стоянок и обозначат их синей разметкой.
Сейчас сезон электросамокатов уже открыт, и пока разрабатываются новые правила, пешеходам остается надеяться только на себя и на умения водителей электросамокатов.