Мошенники звонят пожилым людям, представляются сотрудниками различных государственных структур и предлагают оформить скидку на электроэнергию в размере 50%.
«В начале общения по телефону потенциальной жертве говорится о том, что в соответствии с утвержденным правительственным постановлением российским гражданам старше 60 лет полагается специальная скидка по тарифам на электроэнергию. Ее размер составляет до 50%. При этом мошенник в самом начале разговора спрашивает пенсионера, по какой причине он до сих пор не обратился за оформлением этой скидки. Это позволяет злоумышленнику сделать свою легенду максимально правдоподобной», — прокомментировали в МВД.
Если человек интересуется возможностью получения подобной скидки, то злоумышленники заявляют ему, что необходимо сначала идентифицировать его личность. Для этого они просят озвучить персональные данные, а также код подтверждения из СМС, который требуется для активизации скидки.
«Но в действительности человеку приходит код подтверждения от портала „Госуслуги“ на смену пароля. Если потенциальная жертва делает все в соответствии с инструкцией злоумышленников, то она теряет доступ к своему личному кабинету на сайте», — добавили в киберполиции.
Применяя эту схему обмана, мошенники крадут персональные и платежные данные граждан.
Как пояснили в МВД, телефонное мошенничество получило широкое распространение с массовым появлением домашних телефонов. В настоящее время, когда практически у каждого человека есть мобильный телефон, случаи мошенничества множатся с каждым годом.
«В организации телефонных махинаций участвуют несколько преступников. Очень часто в такие группы входят злоумышленники, отбывающие срок в исправительно-трудовых учреждениях. Мошенники разбираются в психологии, и умело используют всю доступную информацию, включая ту, которую жертва мошенничества невольно выдает при общении. Чаще всего в сети телефонных мошенников попадаются пожилые люди или доверчивые подростки», — прокомментировали в полиции.
В МВД назвали наиболее распространенные виды телефонного мошенничества:
В полиции пояснили, что мошенники очень хорошо знают психологию людей, и используют их беспокойство за близких и знакомых, за свой телефонный номер, счет в банке или кредитную карту. Также они «играют» на желании людей выиграть крупный приз или получить доступ к SMS и звонкам других людей.
Киберполицейские рекомендуют: если вы сомневаетесь, что звонивший действительно ваш друг или родственник, необходимо перезвонить на его мобильный телефон. Если телефон отключен, постараться связаться с его коллегами, друзьями или близкими для уточнения информации.
Также, чтобы противодействовать обману, достаточно в каждом случае, когда мошенники будут требовать перевести сумму денег, задавать уточняющие вопросы спокойным и уверенным тоном — они отпугнут злоумышленников.
«Помните, что никто не имеет права требовать коды с карт экспресс-оплаты! Оформление выигрыша никогда не происходит только по телефону или интернету. Если вас не просят приехать в офис организатора акции с документами — это мошенничество», — пояснили в полиции.