Posted 23 мая, 12:11

Published 23 мая, 12:11

Modified 23 мая, 15:51

Updated 23 мая, 15:51

Чем запомнится жителям Удмуртии московский дизайнер Правдзинский

Нарисовался

23 мая 2024, 12:11
Фото: Вячеслав Правдзинский/ВКонтакте

Чем запомнится жителям Удмуртии московский дизайнер Правдзинский

Ну, покинул республику и покинул, что тут скажешь… Примерно в таких выражениях комментируют политические телеграм-каналы Удмуртии тихую отставку одного из штатных советников Александра Бречалова, директора Центра территориального развития Вячеслава Правдзинского.

В «Команде Удмуртии», как называет приближенный к себе коллектив глава региона, Правдзинский являлся ответственным за дизайнерские решения. Придумывал символику, рисовал особые буквы, которых больше ни у кого нет, и даже раскрашивал самолеты местной авиакомпании. Редакция Udm-Info решила вспомнить, что натворил Правдзинский за те семь лет, что он проработал в Ижевске.

Министерство сайтостроения

Самый первый скандал, в котором фигурировало имя Вячеслава Правдзинского, разразился спустя два года после его переезда в Удмуртию. За этот срок дизайн-советник Бречалова прочно занял в республике новую нишу «событийного» сайтостроения. Финансовая сторона этого бизнеса была скрыта от посторонних глаз.

В сентябре 2019 года власти Удмуртии запустили информационный портал о реализации нацпроектов в республике. За чей счет жителей республики информировали о национальных проектах, неясно. Неизвестен также и разработчик портала — выходные данные на сайте попросту отсутствовали.

История с очередным порталом осталась бы незамеченной, если бы не одна деталь: это был уже не первый интернет-проект удмуртских властей, сведения о котором отсутствовали в открытых источниках. Практически каждому значимому событию в республике (например, юбилею Калашникова или Дню оружейника) посвящались отдельные сайты. Ни контактов, ни сведений об авторах, ни возрастных ограничений, — ничего из этого подобные проекты не содержали.

Опрошенные тогда Udm-Info эксперты сошлись во мнении, что к разработке «анонимных» сайтов имеет отношение дизайнер «команды Удмуртии» Вячеслав Правдзинский. Как отметили специалисты, большинство небольших интернет-проектов последних двух лет сделаны в конструкторе Tilda — любимой платформе Правдзинского, а текст оформлен шрифтом, ставшим для новых властей практически фирменным.

Сколько власти потратили на тиражирование порталов, сложно подсчитать даже приблизительно. Дело в том, что ценообразование в сайтостроении практически не имеет верхних пределов. Одну и ту же задачу один специалист может оценить в 10 тысяч рублей, другой — в полтора миллиона, при этом оба выдадут одинаковый результат. Минимальные же затраты вполне скромные: годовой тариф Tilda стоит 12 тысяч рублей, еще тысячи три — на домен и хостинг, все остальное зависит от коммерческой хватки разработчиков и дизайнеров.

Очень крутой сарай

Один из первых курьезов был связан с дизайнерским проектом, автором которого Вячеслав Правдзинский не был. Но с позиций авторитетного столичного художника очень высоко его оценил. Речь идет о беседке в деревне Кабаково Глазовского района, на которую по программе самообложения потратили 161 тысячу рублей.

Жители деревни, правда, новостройке были не слишком рады. Некоторые, указывая на объект, осторожно заметили, что это не беседка, а сарай. Но тогдашний глава района Вячеслав Сабреков строго одернул скептиков.

«Благодарю жителей за их активную жизненную позицию, за желание сделать свою родную деревню комфортнее. Как говорится, большое дело начинается с малого — с одного принятого решения, результат которого будет радовать сельчан еще долго», — отчеканил чиновник.

Рассудить спор призвали Правдзинского. С одной стороны — историк по образованию. С другой — увлеченный дизайнер из самой Москвы. Правдзинский сараеподобную беседку одобрил. Он решил, что это и есть эстетика сельской жизни.

«Все городские ринулись критиковать, мол, уродство-то какое. Между тем, мне этот объект кажется очень крутым и очень интересным с точки зрения антропологии и эстетики современной сельской жизни», — написал на своей странице в не запрещенной тогда еще иностранной соцсети художник.

Вместе с тем он порекомендовал сельчанам «организовать конкурс архитектурных концепций на улучшение данной инициативы». Этого не выдержал даже глава района. Сабреков мягко напомнил гостю, что он не в одной из московских гостиных, а в простом российском селе. И резанул дизайнерское ухо простой как лопата идеей.

«Саму беседку разукрасим изнутри и снаружи, чтобы она была яркой, позитивной и красивой», — предложил глава.

Сумма прописью

В другом громком проекте Центр территориального развития под руководством Вячеслава Правдзинского выступил в качестве заказчика. Во всяком случае, именно в таком духе высказался сам дизайнер, комментируя необходимость придумать для Ижевска новые особые кириллические буквы, которых больше нет ни в одном другом российском городе.

В 2020 году к юбилею Ижевска Центр дизайна Удмуртии провел большое исследование визуального наследия города. Собрал коллекцию городских вывесок, заводских штемпелей, упаковки и логотипов продукции местных заводов, значков, обложек книг, рекламы. Все это стало вдохновением для создания городского шрифта. В конце мая 2021 года студия Paratype и Центр территориального развития Удмуртской Республики представили шрифт Ижевска. Разумеется, не бесплатно.

«Сначала мы думали купить для этого готовый шрифт, но лицензия, которая позволяла бы масштабировать надписи на весь город, вышла бы очень дорогой. Бесплатные шрифты нам тоже не подошли ― мы не нашли среди них такого, который бы идеально встраивался в городскую среду. Так мы пришли к решению заказать для Ижевска свой шрифт, основанный на визуальном наследии города», — не без гордости поведал Правдзинский в интервью изданию Skillbox Media.

По его словам, фирменный шрифт необходим для упрощения коммуникации между городом и его жителями. Впрочем, буквы получились обычными, из русского алфавита. Как жители умудрялись коммуницировать с городом предыдущие 260 лет, до появления здесь московского дизайнера, Вячеслав Правдзинский не уточнил. Также до сих пор неизвестно, стал ли с тех пор богаче дизайнер, заказавший другим дизайнерам разработку азбуки за бюджетный счет.

Почти 5 миллионов за понимание

По результатам работы Вячеслава Правдзинского в Удмуртии можно предположить, что работать дизайнером в принципе гораздо выгоднее, чем историком. В этой сфере крутятся совсем другие деньги. Например, в 2021 году архитектурное бюро «Простор» из Ульяновска получило 4,7 млн рублей только за составление концепции Центра удмуртской культуры в здании бывшего театра имени Короленко.

Участниками конкурса на сайте госзакупок стали 9 компаний, но почти 5 млн рублей достались именно «Простору» на составление концепции. Уточним, что речь идет не о готовом проекте, а только о формулировках того, как должно выглядеть здание снаружи и изнутри. Именно так представлял себе поставленную подрядчику задачу Правдзинский.

«Будет сформировано понимание того, что может быть размещено в здании, как здание сможет себя обеспечивать и как оно может выглядеть», — сообщается в группе Центра территориального развития Удмуртской Республики в соцсети.

За эти деньги ульяновские специалисты разработали не одну, а целых три концепции, которые помещаются на одном тетрадном листке:

Гипотеза №1 — семейный досуговый центр. Сохраняется фасадная часть исторического здания, а большая часть, включая концертный зал, полностью перестраивается в современный семейный центр досуга. Центральным элементом нового здания становится амфитеатр с живым деревом.

Гипотеза №2 — продюсерский центр. Существующее здание театра сохраняется почти полностью, за исключением поздних хозяйственных пристроек, и дополняется современным новым павильоном с эксплуатируемой зеленой кровлей, образуя камерный внутренний двор для прогулок.

Гипотеза №3 — этнический иммерсивный музей. Сохраняется фасадная часть здания и концертный зал, остальные объемы перестраиваются. В уровне земли появляются отдельно стоящие павильоны в габаритах деревенской застройки. Формируется внутренний двор, в котором высаживаются деревья.

По словам министра культуры Удмуртии Владимира Соловьева, для каждой из гипотез на основе выявленных функций Центра удмуртской культуры была еще просчитана предварительная финансовая модель. Она включила расчет затрат на содержание здания, количество сотрудников и фонд оплаты труда, а также расчет возможных доходов с реализации коммерческих функций, таких как продажа билетов, аренда помещений и консалтинг, а также разовые расходы на строительство и оборудование.

Злые языки говорят, что республика сильно переплатила на данную услугу, но им в «Команде Удмуртии» никто не верит.

Кресты, кресты, кресты….

Одним из главных собственных проектов Вячеслава Правдзинского стала новая ливрея для самолетов АО «Ижавиа». Ливреей в гражданской авиации называют фирменную раскраску воздушных судов, позволяющих сразу определить принадлежность самолета той или иной авиакомпании. Каждый перевозчик старается так оформить лайнеры, чтобы они выделялись на фоне конкурентов и их нельзя было перепутать ни с какими другими. Разумеется, на дизайне раскраски авиаторы не экономят.

Ливрея «Ижавиа» — предмет особой профессиональной гордости дизайнера Правдзинского. Он даже поместил этот проект в свое портфолио на одном из профессиональных сайтов. Правда, знак удмуртов «Толэзё» он почему-то назвал восьмиконечной звездой, но москвичу это простительно. Зато он знает, что в финно-угорской семантике белый цвет означает мир богов — небо, а красный — мир людей.

«Таким образом, ливрея самолета символизирует летящих по небу людей. В новой ливрее для компании „Ижавиа“ важно было сохранить региональную идентичность. При этом рисунок должен был просто наноситься и выделять компанию на фоне других российских и зарубежных авиаперевозчиков», — представил свою разработку Правдзинский.

Впрочем, с последним утверждением он либо погорячился, либо недостаточно хорошо изучил творчество предшественников. Во всяком случае, хвостовая часть самолетов «Ижавиа» получилась у Правдзинского почти точной копией раскраски лайнеров швейцарской Swiss Air. Разница лишь в том, что на хвостах швейцарских «Боингов» не «Толэзё», а обычный крест. Но издалека выглядят как близнецы-братья.

Дело его живет

Центр территориального развития после отставки своего бессменного руководителя продолжит свою работу за бюджетный счет. Даже несмотря на оценку, которую дал деятельности этой структуры Контрольный комитет республиканского Госсовета, и с которой не полностью согласен сам Правдзинский.

«Но так как я конкретно скорее больше „дизайнер“ нежели „архитектор“, то я предложил (и коллеги в правительстве Удмуртии меня поддержали) найти на должность директора более подходящую для нового формата работы кандидатуру. В общем, все по плану, не переживайте и не переключайтесь, скоро запустим публичный конкурс на должность директора Центра и на другие вакантные должности в обновлённой команде», — написал Правдзинский, сидя, образно говоря, на чемоданах.

На своей странице в соцсети отставной дизайнер пообещал, что деятельность Центра на следующем этапе его работы в основном сконцентрируется на теме развития городской среды как в части благоустройства, так и в части градостроительной деятельности.

"