Posted 4 июня, 08:02
Published 4 июня, 08:02
Modified 4 июня, 08:11
Updated 4 июня, 08:11
«Обшарпанный и грязный» Ижевск — боль горожан. Даже глава Удмуртии это признал. Но от признания до преображения городских пространств может пройти еще очень-очень много времени. По словам Александра Бречалова, власти начинают «большую программу на четыре года по дорогам, тротуарам, транспортной сети»… Но за четыре года подземный переход в самом сердце Ижевска может обветшать настолько, что им нельзя будет пользоваться. Он и сегодня уже годится для того, чтобы снимать фильмы ужасов.
Неприглядное впечатление создается еще «наверху» — все четыре входные группы перехода «щербатые», со стенок везде отваливается облицовочная плитка.
В самом переходе на стенах практически нет свободного места — они сплошь разрисованы любителями граффити.
«Каждый день вынужден пользоваться переходом по дороге на работу. Очень не нравится, но по-другому переходить улицу Горького мне неудобно — надо делать большой крюк… Этот переход — позорище Ижевска… Да с переходами у нас вообще беда… Посмотрите на это искусство трущоб! И это в самом центре столицы региона!» — возмущается ижевчанин Игорь.
Самое ужасное в переходе — бывшие торговые помещения. Стекла в них выбиты, двери сломаны, внутри — мусорные помойки.
«Мне всегда страшно здесь проходить. А несколько раз я слышала оттуда какие-то странные звуки — какие-то маргинальные личности там тусуются — испугалась очень. А быстро пробежать мимо не получается, видите, я с палочкой — поэтому, пока ползу вдоль этих страшных ларьков, молюсь про себя, чтобы не встретить никого», — пожаловалась пенсионерка Ирина Семеновна.
«Нормальные герои всегда идут в обход, как говорится, — если есть возможность, я обхожу это подземелье стороной — либо по „зебре“ напротив Летнего сада, либо на перекрестке ниже драмтеатра. Сюда — только если прям очень тороплюсь, и никогда — вечером, мне реально очень боязно туда спускаться», — поделилась студентка Юлия.
Напомним, второй подземный переход под улицей Горького, на перекрестке с Кирова, находится в таком же ужасающем состоянии. Мы показывали его осенью прошлого года.
Горожане, которые вынуждены пользоваться им ежедневно, считают тот переход тоже страшным местом и стараются быстрее его покинуть.
«Если бы было можно как-то по-другому перейти улицу — я бы ни за что сюда не спускалась. Зимой и осенью ступени становятся скользкими, того и гляди — грохнешься и переломаешь себе кости. А в самом переходе собираются бомжи и алкаши, — страшно там находиться», — рассказала пенсионерка Елена Валентиновна.
С третьим переходом — под улицей Удмуртской возле УдГУ — вернее, с его ремонтом, нехорошая история тянется уже несколько лет. Сейчас переход не используется, вход в него завален бетонными плитами.
По последней информации, очередной конкурс по поиску подрядчика на капремонт (уже пятого! — с четырьмя предыдущими власти расторгли контракты), проведенный в апреле 2024 года, вновь был признан несостоявшимся. Согласно конкурсной документации, начальная цена контракта составляла 19,7 млн рублей, но на конкурс не было подано ни одной заявки.
Всего в Ижевске шесть подземных переходов, находящихся в муниципальной собственности. И один — в частной, на перекрестке улиц Промышленной и Воровского.
Все они были построены в советское время и с тех пор не ремонтировались. Понятно, что реконструкция всех переходов сегодня потребует от бюджета многомиллионных вложений. Очевидно, что у Ижевска нет таких средств, поэтому власти, вероятно, ищут способ не ремонтировать эти объекты и, возможно, поэтому в прошлом году Центр территориального развития Удмуртии провел опрос об отношении ижевчан к подземным пешеходным переходам, в котором приняли участие 1170 человек. В среднем состояние всех переходов горожане оценили как плохое. Большинство опрошенных испытывают дискомфорт при пользовании подземными пешеходными переходами. Количество опрошенных, предпочитающих переходить проезжую часть по светофору и по подземному пешеходному переходу, примерно равно.
«Если ничего не делать еще несколько лет, подземные переходы придут в полную негодность, горожане их возненавидят и перестанут пользоваться. Тогда и останется их только завалить. Наверняка это обойдется в разы дешевле, чем реконструировать», — поделился мнением на условиях анонимности один из экскурсоводов Ижевска.