Posted 10 июня, 05:07
Published 10 июня, 05:07
Modified 17 октября, 07:31
Updated 17 октября, 07:31
Именно он вызывает неприязнь жителей к управляющей компании: мы, на наш взгляд, слишком много платим.
Вот мы с бухгалтером дома пытались понять, почему нам так дорого обходится СОИ — содержание общедомового имущества. На него, судя по платёжкам, тратится масса ГВС и ХВС (горячей и холодной воды). Мы искренне полагали, что сюда вбиваются распределённые «на всех долги» отдельных квартир.
«Ошибаетесь, — заявила главный экономист нашей УК. — Суммы должников ни на кого не распределяются».
Допустим, так. Но сделаю лирическое отступление. На наш дом пяток квартир «навесили» долг под миллион — получается, перед УК (платёжек Энергосбыта совет дома не видит). И пока мы несколько лет вопили: прижмите должников — специалисты по этой теме нам расслабленно отвечали: работаем. Но долги растут. Выбить их действительно сложно: должники двери не открывают, отключить им холодную воду по закону нельзя, служба судебных приставов, задавленная бумагами, неэффективна. И если у нашего дома долг миллион, у других не меньше, то управляйка, у которой сотни домов и которая терпит эти долги, — крайне убыточная контора. Почему же на рынке ЖКХ такая конкуренция?
Но раз вопрос этот риторический, то, отложив отписочные ответы специалистов по работе с дебиторской задолженностью, перейду к тому, что мне популярно объяснили.
Этот показатель зависит от двух «контрольных» вещей — ОДПУ (общедомовые приборы учёта) и ИПУ (индивидуальные приборы учёта). Первый беспристрастно фиксирует, сколько коммунальных ресурсов (КР) потратил весь дом.
Второй — сколько этих КР потратили в квартирах. Казалось бы, показания должны совпадать: ресурсы, зашедшие в дом, достались всем его жителям. Ну и капелька — уборщице на мытьё полов, если она их вообще моет.
Но нет. Общедомовые приборы (за ними следят УК и Энергосбыт и ежемесячно проверяют до 22 числа ХВС и 24 числа ГВС) показывают много больше, чем коллективный отчёт жителей по своим счётчикам.
И тут начинается уравнение, которое я — по данным своего дома и квартиры — смогла решить лишь с третьего раза. Из показателя ОДПУ вычитаем показатель ИПУ — умножаем на S своей квартиры — делим на S всего дома. Так получается объём коммунального ресурса, который приходится на мою личную долю при содержании нашего дома. Осталось этот объём умножить на дорогой тариф на горячую воду (а почему не на холодную?) — всё, пожалуйста, оплатите.
Поскольку площади всегда одни и те же, то ежемесячно идёт борьба данных приборов учёта — общедомового и индивидуальных.
Запомните навсегда: если собственник потребляет больше коммунальных ресурсов, чем оплачивает, всё ложится на СОИ, оно же ОДН (общедомовые нужды).
Это главное правило подачи показаний своих счётчиков и главный способ избежать переплаты за КР.
Если житель использовал 4 куба воды, а подал один, то обманул, по сути, всех соседей — «спрятанные» 3 куба ОДПУ всё равно зафиксировал. И по уравнению, данному выше, СОИ-ОДН обходится каждому в доме дороже.
Если жители показаний не подают (типа, забывают), ОДПУ опять много больше, чем ИПУ, и строка СОИ снова показывает приличную сумму.
Но в этом случае вдвое больше страдают «забывчивые» владельцы счётчиков: они и за СОИ должны заплатить, и за свои потраченные воду и электроэнергию заплатят по среднему — дороже, чем по счётчику.
Есть простой совет: если, к примеру, летом не живёте в квартире, уезжаете в отпуск, всё равно подавайте показания — даже нулевые. Ваш кошелёк это оценит.
На сленге коммунальщиков, это жители без счётчиков. Им начисляют по нормативу. Но здесь опять своё коварство, бьющее по карману всех соседей. В платёжке может стоять один собственник, на кого рассчитывают норматив, а по факту в квартире может проживать 5 человек, активно потребляющих коммунальные ресурсы.
Беспристрастный ОДПУ их покажет, беспристрастная программа экономистов разложит СОИ на всех.
Что делать? Составлять акты: сколько человек фактически проживает в квартире нормативщика.
За коммунальные ресурсы дом может платить по нормативу или по факту (если за это проголосует). Впрочем, с осени 2022 года, даже если не голосовали за факт, перерасчёт делают всё равно.
В начале прошлого года наш дом платил по нормативу, а с июля по факту. Перерасчёт за январь — июнь 2023 года сделан по закону в 1 квартале 2024 года. Представляете, как сложно отследить это в платёжках; как непонятно, по какому поводу был перерасчёт.
А количество строчек в платёжных документах растёт. С сентября 2023 года по приказу минстроя УР оплата горячей воды стала двухкомпонентной: «ГВ для сои (компонент ТЭ), ГВ для сои (компонент ХВ)». Поняли. Да?
«Людям стало хуже — понимания нет вообще», — признают специалисты УК.
С непонятным и сложным мы разбираться не любим.
Во всей платёжке мы точно понимаем одну цифру — к оплате.
Начала с IQ, им и закончу. Оно или наше безалаберность тому виной, но справедливых расчётов в платёжке мы не дадим вывести сами. Я не очень представляю, как уговорить всех соседей подавать точные показания своих счётчиков в срок? Как попросить всех в доме поставить эти счётчики? Минимизировать самый дорогой коммунальный ресурс –ГВС можно, когда меньше нормативщиков и когда приборы учёта проверяются в срок. После проверки снова проводится перерасчёт. Но может ли он быть точным, если многие не пускают в квартиру проверяющих? По данным последней проверки, 20 квартир из 80 остались недоступными…
Разговор о суммах в платёжках обычно поднимают самые толковые и въедливые жители. В нашем доме их всё меньше, остальные получают платёжный документ и платят (пусть и с внутренним возмущением) или не платят. Старший по дому может спать спокойно…