Posted 22 июня, 11:15
Published 22 июня, 11:15
Modified 1 июля, 05:26
Updated 1 июля, 05:26
Ключевые мероприятия праздника пройдут на территории стадиона «Прогресс» и парка имени Максима Горького, который благоустроен по нацпроекту «Жилье и городская среда». Сабантуй — это народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир, который ежегодно отмечается и в Удмуртии. В гостях у Глазова будут делегации из Татарстана, Башкортостана, Кировской области, Москвы, а также представители других стран.
На въезде в город со стороны Ижевска пройдут конно-спортивные скачки. Начало — в 10:00. В полдень на стадионе «Прогресс» стартует торжественная церемония открытия Сабантуя — праздника плуга и людей труда. С 13:00 стартует национальная борьба куреш и лазанье по столбу. Гостей праздника встретят национальные подворья Агрызского района Татарстана, Башкортостана и муниципальных образований Удмуртии, творческие коллективы. Праздник будет наполнен народными играми и состязаниями, откроются молодежные и детские площадки. Завершится праздник чествованием главных батыров Сабантуя.
«Глазов — многонациональный и гостеприимный город. И мы рады отпраздновать Сабантуй, знаменующий окончание весенних полевых работ, вместе с татарами и башкирами города и Удмуртии, наших братских соседних регионов и со всех уголков нашей Родины и других стран, стать площадкой для общения людей разных возрастов и национальностей», — сообщает глава Глазова Сергей Коновалов.
Сабантуй организуют администрация Глазова с министерством национальной политики Удмуртии при поддержке национальных сообществ северной столицы Удмуртии, экспертов из Агрызского района Татарстана и Краснокамского района Башкортостана, Нефтекамской государственной филармонии, чтобы наиболее полно погрузить гостей праздника в культуру и традиции татар и башкир.
Народный праздник сабантуй у татар и башкир появился в глубокой древности. Его название происходит из тюркских языков и означает «праздник плуга». Начало традиции праздновать окончание весенних полевых работ положил культовый обряд: люди задабривали духов плодородия, чтобы следующий год выдался урожайным. Первое упоминание сабантуя относится к 921 году. Праздник в городе Булгар, который находился на территории современного Татарстана, описывал арабский путешественник и посол Ибн Фадлан.
В старину сабантуй включал в себя череду обрядов. Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему было принято готовиться заранее. Например, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников состязаний. Позже эти подарки собирали, проходя по деревне, молодые люди.
Также незадолго до праздника по домам отправлялись дети: собирали крупу, масло и яйца, из которых под присмотром взрослых варили кашу в большом котле. Затем наступала очередь ребят постарше: они собирали яйца, заранее окрашенные в отваре луковой кожуры. В дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая, предваряя его фразой «Пусть легкой будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги устраивали угощение прямо в поле.
Вторая часть праздника включала в себя скачки и другие состязания: бег, борьбу на кушаках. Соревновались не только в серьезных, но и в шуточных дисциплинах: в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами, в гонках с полными ведрами на коромыслах, в скачках в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги участников. Молодые люди сражались мешками с сеном на бревне, а также с завязанными глазами старались разбить палкой горшок.
Самым популярным видом состязаний была национальная борьба куреш: двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. По традиции ее начинали два мальчика, затем юноши и мужчины соревновались по старшинству. Кульминацией становился поединок двух батыров — самых сильных соперников. Победитель получал ценный приз, например живого барана.
Проводили во время сабантуя и состязания на силу и ловкость: поднимали гири и штанги, перетягивали канат и палки. Также участники балансировали на подвешенном в воздухе бревне и взбирались на высокий гладкий столб, на вершине которого устанавливали приз, например клетку с петухом.
На сабантуе можно было показать не только физическую силу. Там выступали певцы, чтецы и танцоры — а принимали участие в творческой части праздника все желающие. В завершающий вечер проводили игрища для молодежи. Нарядно одетые юноши и девушки пели песни, водили хороводы, танцевали. Согласно старинной примете, первая встреча на сабантуе сулила паре долгую и счастливую семейную жизнь.
До XX века сабантуй в разных районах отмечали по-разному, но в начале столетия он постепенно стал национальным праздником с едиными сроками проведения и традициями. В наши дни в России его отмечают с тем же размахом и по тем же правилам, что и в старину.
Ранее мы сообщали о том, как Удмуртия отметила День России.