Posted 10 июля, 15:04
Published 10 июля, 15:04
Modified 26 августа, 10:32
Updated 26 августа, 10:32
«Мы не знаем, насколько будет ужесточаться дальше санкционное давление. Мы видим, что ряд китайских производителей компонентов серьезно опасаются вторичных санкций. Мы видим проблемы с платежами за компоненты. Поэтому нам нужно работать с российскими производителями, поскольку особо работать нам не с кем», — сказал на полях «Иннопрома-2024» вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами «АвтоВАЗа» Сергей Громак.
Увлекшись мифом о российско-китайской дружбе навек, власти нашей страны приуменьшают опасность вторичных санкций, из-за которых Китай частенько разрывает контракты и блокирует финансовые потоки между нашими государствами, пишут «Новые Известия».
В 2023 году «АвтоВАЗ» и сам пострадал от выходок «Черри». Помните, тогда было принято решение отдать завод покинувшего Россию «Ниссана» для выпуска «Лады» Xcite X-Cross 7 (перелицованного кроссовера «Черри Тиго 7 Про»). Там даже успели собрать первые 1000 машин, но вдруг оказалось, что китайцам более выгодно реализовывать готовые автомобили, а не собирать их под Санкт-Петербургом. В результате «невезучий» завод отдали «Аурусу».
А сейчас выясняется, что и компоненты для моделей ВАЗ становится получать проблематично. А из-за их отсутствия могут встать автозаводы как в Тольятти, так и в Ижевске.
На инфографике 2021 года видно, что импортные «мины» есть во всей начинке. А на март 2022 года Granta, например, лишь на 52,5% собиралась из отечественных запчастей, Lada Niva — на 47%, Lada Vesta — порядка 45%, Lada Largus — 39%.
Потом начались санкции и иностранцы ушли из России. В августе 2023 года его президент Максим Соколов заявил, что «на территории России локализовано производство почти 1100 наименований автокомпонентов, узлов, систем и агрегатов для машин „Лада“. Тех, которые раньше завод покупал у зарубежных партнеров, покинувших отечественный рынок».
Правда, Соколов не сказал, что в машинах Lada используют 4500 разных компонентов, и более 1500 из них ввозят из-за границы, так как нет своих аналогов.
Прошел еще почти год. И что сегодня?
Несмотря на то что в Костроме наладили выпуск антиблокировочных систем по лицензии «Бош», а в Башкирии стали производить тормозные диски, в остальном приходится рассчитывать на Китай — в России просто нет таких заводов и технологий. А начавшие получать контракты от «АвтоВАЗа» отечественные заводы стали отнимать друг у друга и заказчика рабочих и инженерные кадры, которых сейчас жутко не хватает.
Но слова Громака, надо думать, актуальны и для всех других российских автопроизводств. Если есть угроза остановки для «АвтоВАЗа», то что ждет «Москвич», калининградский «Автотор», собирающий целый ряд «китайцев», тульский «Хавал», зеленоградский «Хончи», проект «Соллерса» по сборке пикапов, липецкий «Эволют» и его электрокары и, наконец, новую «Волгу» ГАЗа?
Но это еще не все. Под китайские марки перекроены или перекраиваются и все дилерские сети России. Торговцы уже вложили сотни миллионов рублей в новый дизайн автосалонов, освоение технологий ремонта и ТО, создание складов запчастей и рекламу. Но если китайцы упрямятся с поставками запчастей и с проведением платежей, то не откажут ли они и в готовых автомобилях? Неслучайно большинство брендов не спешат открывать в нашей стране официальные представительства и вкладываться собственными средствами в развитие бизнеса.
Надо отметить, что наши власти сделали все, чтобы никто, кроме китайцев, не мог рассчитывать на значительную долю рынка. Непомерные таможенные пошлины, растущий утильсбор, сложная логистика, — все это закрыло Россию для параллельного и частного импорта авто.
При самом худшем развитии событий нас ожидает коллапс всего автомобильного рынка. И тогда выход будет один: открыть авторынку режим «свободной торговли» — без непомерных пошлин и бесполезного утильсбора.
То, что существует угроза прекращения импорта в РФ автомобилей и комплектующих из Китая, подтвердил президент Ассоциации РОАД (Российские автомобильные дилеры) Алексей Подщеколдин. По его словам, причина — в блокировке платежей китайскими банками.
«На мой взгляд, нашим „друзьям“ из Америки удалось добиться, чтобы Китай приостановил платежи. Проблема у всех. Она огромная, как клубок», — цитирует Подщеколдина Autonews. По словам главы РОАД, даже если деньги за импорт авто удается довести до Китая, там их дальнейшее движение приостанавливается, а на то, чтобы вернуть платеж и попробовать снова, могут уходить месяцы.