Сообщить жителям республики о том, что их в очередной раз надули и обвели вокруг пальца, выпало исполняющей обязанности главы правительства региона Ольге Абрамовой. «Царице полей», под руководством которой сельское хозяйство Удмуртии добилось впечатляющего прорыва в производстве молока, теперь приходится отдуваться за все, в том числе и за провалы, к которым она не имеет никакого отношения. По словам Абрамовой, помимо опоздания с вводом объекта в строй, ожидается повышение стоимости работ «плюсом к основной смете». Об этом и. о. главы кабмина была вынуждена написать в своем официальном телеграм-канале после выездного совещания на объекте.
«Не бывает стройки, где бы не было каких-то корректировок или изменений. Это вам скажет любой специалист. Есть они и на Сарапульской поликлинике. Где-то они продиктованы необходимостью. Например, в случае, когда запроектированного материала или оборудования в Россию больше не ввозят. Где-то с предложениями об улучшении выступает подрядчик, опираясь на свой многолетний опыт. Конечно, каждое из таких изменений сдвигает нас вправо. Но здесь наша позиция простая — если выбирать между сроками и качеством, мы выбираем качество. На выездном совещании обсудили список всех „правок“ на текущий момент, время, которое потребуется на их согласование и внедрение, и средства, которые мы на это потратим плюсом к основной смете. Вопросы не из простых. Решали все вместе: технический заказчик и подрядчик, проектировщики и городская администрация. Ускоряемся, как можем, но сроки уже точно изменятся», — написала Ольга Абрамова.
Возможно, именно потому что она не привыкла быть источником плохих новостей, ей и пришлось применить ставшее традиционным у удмуртских чиновников оправдание из разряда «а в Америке негров линчуют». Это новый тренд республиканской власти — говорить, что ни в одном городе не бывает исправной ливневой канализации, ни в одной стране нет в достатке медицинских кадров, а ни на одной стройке не соблюдают смету от начала и до конца. Хотя мы, конечно, знаем много объектов не только в России и мире, но и даже в Удмуртии, которые, в отличие от многострадальной амбулатории, были возведены в срок.
Обещаний по поводу новой поликлиники власти раздавали немало. Особенно старательно это делала бывшая вице-премьер регионального правительства Эльвира Пинчук, чье имя упоминалось в связи со скандалом вокруг госзакупок республиканского минздрава. В мае 2023 года, незадолго до своей отставки, Пинчук сулила сарапульцам завершение строительства четырехэтажного здания в конце 2024 года. Оно должно быть рассчитано на 500 посещений в смену, а всего здесь предполагается обслуживать почти 23 тысячи жителей города.
«До сих пор поликлиника и ее филиалы располагаются в неприспособленных для этого помещениях, в том числе в цокольных этажах жилых домов. Это доставляет неудобства пациентам, в том числе не дает нам возможности полноценно оснащать медицинскую организацию — в таких условиях нет возможности разграничить потоки больных и здоровых, устанавливать тяжелое оборудование, например, современные цифровые флюорографы, рентген-аппараты. В поликлинике расположатся кабинеты терапевтов и узких специалистов, а также отделения неотложной помощи, функциональной диагностики, физиотерапии и реабилитации, клинико-диагностическая лаборатория, эндоскопическое отделение и Центр амбулаторной онкологической помощи», — рассыпалась в обещаниях Пинчук.
Сегодня она катается на яхте по ижевскому пруду и вспоминает объект, превратившийся в долгострой, как страшный сон. Отвечать за срыв сроков строительства поликлиники в рамках национального проекта, который был инициирован лично Президентом России Владимиром Путиным, уж точно придется не ей. Зато глава Сарапула Виктор Шестаков, который также щедро раздавал обещания горожанам, все еще остается на своем посту.
«Долгожданный объект для города, который будет отвечать самым современным требованиям, стоимость строительных работ по контракту превышает сумму 700 миллионов. Первые элементы здания мы увидим уже в этом году, и работы продолжатся в следующем. Амбулатория строится в рамках нацпроекта „Здравоохранение“. Завершить строительство планируется до конца 2024 года», — рапортовал сарапульский мэр.
На официальной странице администрации города также сообщалось, что новая, отвечающая самым современным требованиям, поликлиника будет расположена по адресу ул. Амурская, 62, основной подъезд для посетителей будет расположен с улицы Декабристов. Обслуживать новая больница будет 23 тысячи человек. На портале госзакупок есть информация, что только за подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий для объекта капитального строительства поликлиники подрядчику по контракту должны были заплатить 13 490 000 рублей.
Строительство поликлиники в Сарапуле сопровождается множеством тайн. Неизвестно, каких материалов и какого оборудования стало вдруг не хватать строителям. Что за санкции помешали им получить все, что требуется для своевременного возведения объекта? Почему еще в феврале нынешнего года глава правительства республики докладывал, что «строители в графике», а теперь выясняется, что это не так, хотя четыре этажа здания фактически уже построены?
Ответов на все эти вопросы Ольга Абрамова в своем телеграм-канале предсказуемо не дает. Но главный секрет, который республиканские чиновники берегут пуще глаза, заключается в том, кто именно является подрядчиком на этом важнейшем для региона объекте. Ни в одном публичном победном рапорте нам не удалось найти название организации, выигравшей этот сверхприбыльный контракт, сумма которого, с учетом поправок, стремится к отметке в миллиард рублей. Сарапульское ООО «Рест-Строй» везде именуют только «подрядчик», или в лучшем случае «подрядчик с многолетним опытом». Название фирмы упомянуто только на заборе, огораживающем стройку. Этого избежать по действующему законодательству было просто невозможно.
Назвать опыт данной строительной фирмы «многолетним» при этом можно лишь с известной натяжкой. Согласно данным информационного сервиса «СПАРК-Интерфакс», ООО «Рест-Строй» было создано только в 2014 году. Единственным учредителем ООО «Рест-Строй» является предприниматель Владимир Иванов. Ему принадлежит весь уставный капитал компании в 10 млн 10 тысяч рублей.
При этом выручка компании за первые 6 лет ее деятельности на рынке только однажды — в 2017 году — превысила отметку в 200 млн рублей. По итогам 2019 года «Рест-Строй» получил выручку всего в 49,5 млн рублей, показав при этом балансовый убыток в 1,8 млн рублей.
Новую жизнь компания начала в 2020 году, что удивительным образом совпало с приходом Виктора Шестакова на пост главы города. После кадровых перестановок в муниципалитете на «Рест-Строй» стали золотым дождем литься дорогие государственные контракты, что позволило в последующие годы довести годовую выручку до полумиллиарда рублей. Предприятие в эти годы строило жилые дома и детские сады, выполняло капремонт объектов образования и культуры. Счет по договорам пошел уже на сотни миллионов рублей.
Говорить о том, как часто данный подрядчик «сдвигает вправо» свои обязательства по самым дорогим госконтрактам, пока рано. Например, культурный центр в Нечкино был построен в срок, а ремонт школы № 15 в Сарапуле на улице Гоголя стоимостью в 125 млн рублей — это самый дорогой на данный момент объект «Рест-Строя» — должен закончиться только к 1 сентября 2025 года. Но о том, что с огромной поликлиникой предприятие не справляется, можно говорить уже сейчас.
Поликлиника в Сарапуле стала не первым и не единственным объектом в Удмуртии, строительство или ремонт которого в рамках национальных проектов не укладывается в срок. Наиболее показательным стало серьезное опоздание с вводом в эксплуатацию нового здания школы №61 в Ижевске, которое зафиксировал курирующий стройку депутат Госсовета Удмуртии Наиль Мухамедзянов по итогам своей очередной инспекции стройплощадки.
Ранее Мухамедзянов уже сообщал, что строительство школы подрядчик — строительная компания «Престиж» — ведет с заметным отставанием от графика. По его словам, главная задача на сегодняшний день — сдать здание, завершить все работы по благоустройству территории до конца этого года. Тогда можно будет начать процедуру лицензирования.
«Вместе с вице-премьером Игорем Асабиным, коллегами по Госсовету Удмуртии, представителями министерства образования и науки республики, городских служб, директором школы Натальей Ворончихиной проверили ход работ. К качеству работ вопросов нет, а вот количество рабочих на объекте нужно увеличить в три раза. Такое поручение дал подрядчику вице-премьер Игорь Асабин по результатам нашего совместного контрольного выезда на стройплощадку нового здания школы № 61», — написал Наиль Мухамедзянов.
Также у депутата, как он выразился, возникли вопросы к используемым материалам и проектным решениям на стройке в рамках нацпроекта «Образование».
Как ранее сообщало Udm-Info, к началу нынешнего учебного года в Алнашском районе не успели отремонтировать сразу две школы, деньги на обновление которых также выделялись по нацпроекту «Образование». В селах Байтеряково и Нижнее Асаново ученикам и педагогам с подрядчиками не повезло. Из-за отставания пришлось расторгнуть договоры с ними и объявлять повторные торги.
Когда речь заходит о нацпроекте в сфере дорожного строительства, и вовсе упоминаются термины «преступление», «расследование», «уголовное дело» и даже «арест». Так, сегодня, 15 августа, пресс-служба УФСБ по Удмуртии сообщила о задержании бывшего руководителя «Управтодора» Романа Агафонова.
По имеющимся сведениям, указанное лицо, исполняя обязанности начальника казенного учреждения, совершило злоупотребление должностными полномочиями в интересах одной из подрядных организаций, задействованных в исполнении государственного контракта на сумму 34 млн рублей в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Следственным отделом УФСБ России по УР в отношении фигуранта возбуждено уголовное дело по первой части статьи 285 Уголовного кодекса РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», он задержан и помещен в изолятор временного содержания.
Уже много месяцев любое сообщение, где упоминаются нацпроекты, пресс-служба главы и правительства Удмуртии сопровождает ссылкой на то, что все они инициированы лично главой государства. Мы не сомневаемся в том, что у национального лидера скоро появится время, чтобы проверить, как в регионах реализуются его инициативы и поручения.
Страшно даже представить, что будут делать тогда мэр Сарапула и другие чиновники.