Posted 19 августа, 10:12

Published 19 августа, 10:12

Modified 19 августа, 10:14

Updated 19 августа, 10:14

Осенью в России ожидается резкое повышение цен на продукты

Осенью в России ожидается резкое повышение цен на продукты

19 августа 2024, 10:12
Фото: 1MI
Сюжет
Цены
Эксперты считают, что цены на некоторые продукты вырастут вплоть до 40% — например, на кондитерские изделия и шоколад.

«Новые Известия» разобрались, что и почему вырастет в цене.

Производители начали рассылать торговым сетям предупреждения о повышении отпускных цен. Это уже сделали Mars, Ritter Sport, «Дымка», «Славянка», «Вимм-Билль-Данн», Viola, «Экомилк», Health & Nutrition (ранее Danone), «Милком», «Пискаревский молзавод», «Каравай». Так же поступили производители пива «Балтика» и AB InBev Efes.

Сезонность? Инфляция? Да, но не только.

Что подорожает?

Сильнее всего вырастут цены на шоколад. Ritter Sport предупредил о подорожании части своего ассортимента на 40% с 1 сентября 2024 года. Mars c 9 сентября будет повышать цены на шоколад Dove и «Коркунов» на 19%. «Славянка» поднимает цены на 10%.

Молочка тоже станет дороже. Удмуртская компания АО «Милком» (продукция брендов «Село Зеленое», «Молочная речка» и др.) поднимет цены на 5-15%. «Экомилк» предупредила что на 10% вырастет в цене сливочное масло жирностью 72,5% и 82,5% в упаковках до 330 г. Масло ООО «Виола» (ранее известное как Valio) подорожает сразу на 30%. «Вимм-Билль-Данн» и Health & Nutrition тоже поднимут цены на 7,2% и 5,3% соответственно.

Грядет и подорожание мяса и мясной продукции.

«Все услуги наших монополистов, как газ, энергетика, транспорт, я имею в виду РЖД, — все дорожает. Естественно, через несколько месяцев это сказывается в цене», — объяснил рост цен зампред комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский.

Что уже подорожало

Новость о росте цен на продукты уже никого не напугает, цены и так постоянно растут.

По данным «Роспродсоюза», стоимость месячной продовольственной корзины из 33 позиций с начала года увеличилась на 14% и достигла 6708 рублей.

По данным Росстата, сильнее всего с начала года подорожал картофель. Уже начался сезон сбора нового урожая, а картошка не спешит дешеветь, а пик цены был пройден 8 июля (59,01 рубля за 1 кг). С начала года цена выросла на 88,2%.

По мнению руководителя аппарата Картофельного союза Татьяны Губиной, причина этого — плохой урожай.

В десятку самых подорожавших продуктов входят и другие овощи (капуста выросла в цене на 47,2%, свекла — на 43,7%, морковь — на 39,5%, лук — на 24,8%), мясо (баранина подорожала на 22,6%, говядина — на 8,4%), яблоки (+33,9%) и сахар (+8,1%).

Почему происходит резкий рост цен на продукты

Некоторые продукты дорожают по своим «уникальным» причинам. Например, шоколадки станут дороже из-за плохого уродая какао в Африке. Картофель подорожал из-за заморозков.

Но другие продукты растут в цене по другим причинам, характерным для большинства: дорожает логистика (на 15-30%), обслуживание оборудования, растут зарплаты работников, упаковочная пленка подорожала на 12%. И конечно, дорожают кредиты. Выросшая с 16% до 18% ключевая ставка ударила по расходам бизнеса. Ужесточение кредитно-денежной политики неизбежно ведет сначала к росту расходов бизнеса, и как следствие — к росту цен.

Кроме того, не исключается повышение ключевой ставки до 20%. При каких условиях регулятор пойдет на это, объяснил зампред ЦБ Алексей Заботкин.

«Если в предстоящие месяцы у нас останутся сомнения в том, что инфляция замедляется, а инфляционные ожидания граждан и бизнеса снижаются в достаточной мере и с достаточной скоростью, чтобы в 2025 году инфляция вновь была 4%».

Инфляция в 4% в 2025 году пока представляется фантастикой, поскольку результат от нынешнего повышения ключевой ставки мы ощутим, по словам Заботкина, лишь через 3-6 кварталов. Через полтора года (6 кварталов) будет уже 2026 год… Так что ключевая ставка в 20% скоро может быть реальна.

Получается странная ситуация: Центробанк борется с инфляцией, поднимает ключевую ставку, но бизнесу нужно как-то выживать, и он повышает цены на товары, что, в свою очередь, разгоняет инфляцию.

Этот замкнутый круг, полагают эксперты, может существовать до тех пор, пока предприятия не начнут банкротиться, а полки магазинов — пустеть. На плаву удержатся старые крупные предприятия, а новые сгинут. Цены в условиях монополизации рынка вряд ли будут приятными.

В перспективе — очередной сезон затягивания поясов.