В июле 2022 года истец купил через туристическую фирму путевки на отдых в Краснодарском крае для себя и еще 37 человек, среди которых были дети. Чтобы осуществить это путешествие, истец приобрел у акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» железнодорожные билеты на 38 пассажиров на общую сумму 398 291 рублей 60 копеек. По причине неподходящей температуры в вагоне, ржавой воды в туалетах и кипятильнике, и других нарушений условий перевозки, которые повлияли на здоровье детей, истец обратился в районный суд с требованием уменьшить цену билетов и получить компенсацию за моральный вред.
Дело было рассмотрено районным судом, затем апелляционная жалоба от представителя транспортной компании попала в Верховный суд Удмуртской Республики. Этот суд отменил решение районного суда из-за неправильного уведомления истцов и начал все дело заново.
Сначала были выслушаны объяснения пассажиров, истца и представителя ответчика. Верховный суд Удмуртской Республики установил, что пассажиры сели в поезд в городе Сарапуле и обнаружили, что в вагоне температура была +30°С. Туристы пожаловались начальнику поезда, который зафиксировал их жалобы и объяснил, что до этого поезд стоял на улице, где было +40°С, и охлаждать вагоны не было возможности из-за маневрирования составов. Электромеханик проверил оборудование и обнаружил неэффективную работу кондиционера. По ходу поездки пассажиры продолжали жаловаться на различные проблемы, которые оперативно устранялись, однако проблему с температурой в вагоне решить не удалось. Во время остановок температура в вагоне была +29°С, а во время движения опускалась до +26°С.
«Поскольку поездная бригада оперативно реагировала и устраняла все выявленные в пути следования эксплуатационные неисправности, а также обеспечила пассажиров бутилированной водой до момента замены воды в системе, суд признал недоказанными факты нарушения ответчиком прав пассажиров по данным основаниям», — рассказали в объединенной пресс-службе судов Удмуртии.
Вместе с тем, поскольку, несмотря на все предпринимаемые поездной бригадой меры, требования Санитарных правил 2.5.3650-20, согласно которым при температуре наружного воздуха от 20°С до 40°С температура воздуха в салоне не должна превышать 28°С, выполнены не были, судебная коллегия признала исковые требования в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению. Доводы пассажиров об ухудшении здоровья — жалобы на слабость, тошноту, недомогание были отклонены, поскольку доказательств, подтверждающих, что они находятся в прямой причинно-следственной связи с температурным режимом в вагоне или иными факторами, имевшими место в пути следования, представлено не было.
Частично удовлетворяя исковые требования, Верховный Суд Удмуртской Республики уменьшил стоимость проездных билетов на общую сумму 46 000 рублей, взыскал в пользу каждого пассажира компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а также в пользу каждого пассажира штраф за отказ добровольно удовлетворить исковые требования потребителя около 5 000 рублей.
Данный прецедент показывает, что пассажирам, путешествующим по железной дороге, вполне реально через суд наказать перевозчика за несоблюдение их права на комфортную поездку. Юристы отмечают, что для этого еще по время поездки следует обратиться к проводнику или начальнику поезда и попросить, чтобы кондиционер починили. Если поломку не устранят за пару часов, надо жаловаться официально.
«Соберите доказательства. Для этого напишите жалобу начальнику поезда. Подготовьте ее в двух экземплярах и попросите поставить на втором отметку о вручении. Передайте жалобу сразу, когда станет понятно, что быстро проблему не устранят. Напишите в виртуальную приемную компании-перевозчика. Подробно расскажите о нарушениях ваших прав. Сделайте скриншот обращения до отправки. Запишите разговор с начальником поезда или электриком на видео. Из записи должно быть понятно, что ремонт длился долго. Снимите на видео проблемные зоны — например, капающую с потолка воду от кондиционера, показатели температуры в вагоне. Возьмите контакты других пассажиров. Если они захотят получить возмещение, можно будет объединиться и подать коллективный иск. Так проще доказывать нарушение прав», — рассказал корреспонденту Udm-Info юрист Александр Хамидзянов.
По его словам, если вы не снимете нарушения и не напишете жалобу, после поездки доказать что-то будет сложнее. Придется искать других пассажиров поезда, узнавать, собирали ли они доказательства, и просить ими поделиться.
После этого следует написать претензию и приложить к ней доказательства. Расскажите, что вас не устроило, и потребуйте вернуть часть денег за проезд. Методов расчета нет. Укажите сумму, которую считаете справедливой. Еще можно потребовать компенсацию убытков. Если, например, из-за духоты у пассажира повысилось давление или началась тахикардия, он обратился к врачу и купил лекарства, то пассажир может потребовать у перевозчика компенсацию. Для этого надо доказать траты и обосновать покупку: предъявить заключение врача с назначенными препаратами и чеки.
Ранее мы сообщали о том, что туристический ретропоезд «Чайковский-экспресс» начнет курсировать этой осенью из Ижевска в Воткинск.