Также в общественном пространстве уже сделаны пешеходные и велосипедные дорожки. Продолжается обустройство игровых комплексов для детей разных возрастов. На площадках устанавливают качели, лабиринты, горки и другие элементы. Работы в парке ведутся по нацпроекту «Жилье и городская среда». Завершиться они должны в октябре.
«Кроме того, в Березовой роще в этом сезоне появятся 3 навеса с качелями и пергола, 68 опор уличного освещения, система видеонаблюдения, 4 тысячи квадратных метров велодорожек и тротуаров, 16 тысяч квадратных метров газонов, новые деревья и кустарники», — рассказали в пресс-службе муниципалитета.
Языческий религиозный символ удмуртской культуры — мать солнца — олицетворяет женское божество, которое помогает небесному светилу не сбиться с пути. Образ Шунды-Мумы не очень ясен ученым по своей сущности. С одной стороны, это особое божество, которое ответственно за то, чтобы солнце вовремя всходило и заходило. Шунды-Мумы, якобы, движется перед ним в виде некой черной чаши, указывая дорогу. С другой стороны, под Шунды-Мумы понималось и само солнце.
Иногда термином «мать солнца» удмурты называли чонари — паука-крестовика, что, по-видимому, восходит к поверью о пауке, который своей паутиной может заткать солнце и лишить людей света. Чтобы этого не случилось, появляется ветер. Шунды-Мумы до 18 века поклонялись во время оспы и других болезней. К началу 20 века образ богини сохранил лишь смутные очертания. Иногда божеству ежегодно летом приносили жертву. Например, в деревне Старая Кирга это были белая корова и серый жеребенок.
В представлениях современных закамских удмуртов Шунды-Мумы ассоциируется с названием болезни глаз. Про человека, который не мог смотреть на яркий солнечный свет, так и говорили: «Наверное, шунды-мумы с ним случилось». Давали милостыню одиноким людям. Потом, говорили, глаза раскрываются. В случае возникновения проблем со зрением раньше жертвовали для Шунды-Мумы белую утку. При этом молились, глядя на солнце. Считалось, что когда больной не может смотреть на свет, солнце держит его глаза. Вероятно, отголоски представлений о богине солнца сохранились в детских закличках, обращенных к светилу с целью его вызова в ненастную погоду.
В круг небожителей закамскими удмуртами включались также богини Гудыри-Мумы (мать грома) и Пужмер-Мумы (мать заморозков). Определенных представлений об этих божествах не сохранилось, информаторы просто сообщают об их существовании или же им приносят жертвы.
Мать солнца до сих пор вдохновляет удмуртских художников на творческие достижения. Например, в сентябре нынешнего года два мастера из Удмуртии по изготовлению деревянных скульптур стали бронзовыми призерами международного фестиваля «Алтай. Притяжение». Об этом сообщили организаторы фестиваля на своей странице в соцсетях.
Виктор Яковлев из Малопургинского района занял третье место в номинации «Парковая скульптура. Индивидуально» со скульптурой «Ошмес» («Родник»). Любовь Бывальцева тоже стала третьей в составе команды «Веселые викинги», которую создала в паре с Виктором Илюшиным из Тольятти, в номинации «Парковая скульптура. Команды». Свою деревянную композицию они назвали «Мать Солнца».
Ранее мы сообщали о том, что два древних удмуртских языческих святилища в Глазовском и Игринском районах республики теперь будут находиться под охраной государства — их внесли в перечень объектов культурного наследия. Как сообщила пресс-служба Агентства по госохране объектов культурного наследия Удмуртии, в перечень включили святилище среднечепецких удмуртов Губервось-1 и святилище верхнечепецких удмуртов Лек ошмес.
Капище Губервöсь-1 было основано удмуртами после уничтожения русскими в XII–XIII веках общеплеменного святилища. Затем, в XVIII веке, во время христианизации северных удмуртов и появлением в селе Елово первого православного прихода, было разрушено и это сакральное святилище. Святилище Лек ошмес является старинным языческим культовым местом северных удмуртов родовой группы Вортча. Начало его функционирования ученые относят к XVI веку.