Руководитель пилотажной группы «Звезда» Дмитрий Мотин

Как стать «летателем»: школьников в Ижевске пригласили в небо

20 сентября, 19:01
Пилотажная группа «Звезда» выступит во время финала военно-патриотической спартакиады «Гвардия» в Ижевске. А накануне летчики познакомили школьников со своими самолетами на аэродроме «Пирогово». Корреспондент Udm-info был там вместе с ними.

Погода в Ижевске в четверг, 20 сентября, была не особо благоприятной для полетов. Сложные метеоусловия: низкая облачность, мелкий дождь. Но за пределы минимума — ни для самолетов, ни для аэродрома, ни для пилотов — она не вышла. «Надеемся, что улучшится, пока рассказываем. По крайней мере, плоский полет постараемся показать», — заверил руководитель группы Дмитрий Мотин.

В этот день пилотажная группа «Звезда», которая прилетела в Ижевск для показательных полетов на финале военно-патриотической спартакиады «Гвардия», организовала на аэродроме «Пирогово» патриотическую акцию «Vместе». С утра у рулежных дорожек припарковалось более десятка желтых автобусов с детьми — участниками спартакиады.

После приветственных слов школьников повели к стоянкам, где в ряд выстроились пять разноцветных самолетов — три Як-55, один СП-55 и один Як-18Т (но о них позже).

Пилотажная группа «Звезда» на аэродроме «Пирогово»
Сергей Савинов. udm-info.ru

Первым делом — самолеты. Летчики открыли фонари кабин и по очереди пускали детей за штурвал, попутно объясняя, как устроена кабина пилота.

«Потяни за рычаг. А теперь посмотри назад. Видишь, рули высоты отклонились».
«А что такое рули высоты?»
«Это орган управления».
«И что я сделал?»
«Направил нос вверх».
«А на крыльях большие — это что».
«Элероны, они нужны для поворота».

Самый частый вопрос: «А вам не страшно летать?» Нет, летчикам не страшно, потому что без неба они не могут.

«А как стать летателем?» — спросила девочка в кабине красно-черного Як-55.
«Летателем. Интересное слово, надо запомнить. Вот смотри, сначала ты придешь в аэроклуб. Тебе там все расскажут, покажут и научат. А потом ты уже сама решишь, подходит ли тебе это», — ответил мастер спорта международного класса, абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу Владимир Ильинский.
Владимир Ильинский
Сергей Савинов. udm-info.ru
Дмитрий Мотин
Сергей Савинов. udm-info.ru
Максим Бугаев
Сергей Савинов. udm-info.ru

Почти час ушел на ознакомление с самолетами. За это время погода улучшилась: дождь прекратился, верхняя кромка облаков поднялась до 250-300 метров. Вполне достаточно для пилотажа на малых высотах.

Первым в небо поднялся руководитель группы Дмитрий Мотин на СП-55. Он проверил погоду: облетел аэродром, «коснулся килем края облаков», сделал несколько пролетов над рулежками с элементами высшего пилотажа.

Руководитель группы Дмитрий Мотин на СП-55
Сергей Савинов. udm-info.ru

За ним взлетел на «красно-черном» Владимир Ильинский, замыкающий группы. Крутил бочки, делал горки, барражировал с элементами пилотажа — его задачей в этот день было показать красоту. И он это сделал.

Сергей Савинов. Замыкающий группы Владимир Ильинский

После одиночных полетов на взлет пошли Владимир Николаев на «желтом» и Максим Бугаев на «зеленом», оба ведомых, первый — левый, второй — правый. Парный полет в пилотаже — сложная задача. Надо чувствовать и понимать друг друга в небе. У пары из «Звезды» с этим все в порядке. Они прошли над рулежкой, идеально выдерживая минимальное расстояние между крыльями. Это слетанность и опыт.

Завершились полеты фирменным приемом Владимира Николаева: над рулежкой в правом крене с открытым фонарем. Одной рукой он держал штурвал, а второй приветствовал зрителей.

«Любимый пролет Владимира Николаева. Он пригласил вас в небо», — прокомментировал ведущий шоу.

А теперь о самолетах. Як-55 — одноместный спортивно-пилотажный самолет, созданный для международных соревнований под пилотаж на низких скоростях в небольшом пространстве. Первый полет совершил в 1981 году, но как раз в это время в международной пилотажной акробатике поменялись требования к выполнению фигур. Стиль сменился на скоростной. Самолет устарел, не успев толком встать на крыло. Поэтому его отправили на модернизацию. Самолет доработали, и в 1984 году Халидэ Макагонова стала абсолютной чемпионкой мира. В составе пилотажной группы «Звезда» — Як-55, выпущенные еще в советские годы специально для команды СССР.

СП-55 — дальнейшее развитие Як-55, он более быстрый при реагировании на действия летчика во время пилотажа. Самолет в составе «Звезды» построен в 2008 году, он самый молодой в группе. С 2001 по 2009 годы таких было сделано около двадцати.

Як-18Т — самолет-лидер. Он четырехместный, в состав экипажа входит штурман. Он ведет группу во время перегонов. Кстати, с аэродрома базирования в Подмосковье группа летела с несколькими посадками. И не потому что дальность не позволяет — она около 500 км на одной заправке. А потому что по прямой до Ижевска не долетишь, приходится огибать закрытые для пилотирования районы. «Их у нас сейчас много», — отметили летчики.

Пилотажная группа «Звезда» выступит в Ижевске в субботу, 21 сентября, на закрытии финала военно-патриотической спартакиады «Гвардия» на спорткомплексе «Чекерил». Авиашоу начнется в 17:30. Организаторы обещают приятные сюрпризы. Как-никак, а руководитель «Звезды» Дмитрий Мотин — солист пиротехнического шоу.

Ранее мы писали, что в День оружейника в Ижевске покажут высший пилотаж.

#Общество #Видео #Ижевск #Удмуртия #Авиация #Авиашоу #Самолеты #Пилотаж #Сергей Савинов
Подпишитесь