Он добавил, что, по данным службы гражданской защиты Удмуртской Республики, полет самолета Як-18 над Сарапулом плановый, согласован с администрацией города и Федеральной аэронавигационной службой. В связи с этим Шуткин призвал горожан и гостей Сарапула сохранять спокойствие.
«Обеспокоенность граждан понятна и отслеживается по практически ежедневно поступающим сообщениям в центр обработки вызовов — 112. Итак, еще с 9 марта 2023 года на основании указа главы Удмуртии от 7 марта 2023 №52, запрещено использование беспилотных воздушных судов. Подобная мера введена и в ряде других регионов России в целях усиления охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и безопасности объектов промышленности и транспортной инфраструктуры», — добавил Андрей Шуткин.
По его словам, на сегодняшний день полеты БПЛА весом более 250 граммов без разрешения запрещены. Чтобы такое разрешение получить, владелец должен обратиться в то муниципальное образование, в котором будет происходить запуск летательного аппарата с указанием полетного задания и контактных данных. Также необходимо подать заявку на разрешение полета в Росаэронавигацию, согласовывающие время, высоту полета и другие полетные параметры.
Такие разрешения в Удмуртии выдаются, например, минприроды региона для обследования лесных массивов на выявление незаконной вырубки и обнаружения лесных пожаров. Также разрешения выдаются нефтяникам и сельхозпредприятиям для обследования полей. Разрешается использование беспилотников и для съемок различных массовых мероприятий.
«Летающий высоко в небе беспилотник, особенно над пустым полем или лесом, с большей долей вероятности осуществляет тот самый плановый согласованный полет», — предположил глава госкомитета по делам ГО и ЧС.
Он напомнил, что при обнаружении беспилотника важно проявить бдительность. Особые подозрения должен вызвать аппарат, начинающий резкое снижение либо осуществляющий круговой облет объектов промышленности, энергетики, транспорта (дороги и мосты). В такой ситуации следует соблюдать ряд важных правил.
Запрещается находиться в прямой видимости БПЛА, пытаться сбить его подручными предметами и иными средствами поражения, пользоваться вблизи радиоаппаратурой, мобильными телефонами, устройствами GPS. Для собственной безопасности предварительно нужно уйти из зоны прямой видимости БПЛА и покинуть потенциально опасную зону либо укрыться в тени зданий, деревьев.
И только после этого при возможности можно сообщить по телефону 112 об обнаруженном БПЛА, указав полную информацию о месте, количестве и времени выявления с привязкой к местности. Если есть такая возможность, то лучше передать координаты с привязкой к вашему местонахождению. После этого дежурный проверяет полученную информацию, сверяясь с ранее выданными разрешениями на полеты.
Если полет осуществлялся без согласования, будут применяться меры административного воздействия на нарушителя или меры, направленные на обеспечение безопасности граждан. В последнем случае администрацией и правоохранительными органами приступят к оповещению местных жителей о дальнейших действиях.
Добавим, что обнаруженный в небе над Сарапулом Як-18 — это советский учебно-тренировочный самолет, пришедший на смену самолёту УТ-2 в ВВС, гражданской авиации и авиаклубах в качестве основного самолёта первоначального обучения. Стал родоначальником обширного семейства различных самолётов, включая четырехместный Як-18Т.
Як-18 — одномоторный двухместный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Основные конструкционные материалы, используемые в конструкции планера — дюралюминий Д-16Т и сталь 30ХГСА, обшивка — листовой дюралюминий Д-16А и авиационное полотно АМ-100.
Фюзеляж — состоит из силового каркаса и лёгкой внешней опалубки. Каркас прямоугольная пространственная ферма, сваренная из стальных труб. Силовой набор каркаса образован четырьмя лонжеронами соединённых между собой десятью рамными шпангоутами и системой подкосов. Опалубка состоит из панелей обшивки, продольных стрингеров и поперечных дужек хвостовой части, противопожарной перегородки, зализов крыла и оперения. Все элементы выполнены из дюралюминия. Для доступа к оборудованию кабин и радиооборудованию, боковые панели носовой части фюзеляжа выполнены открываемыми. Боковины и днище хвостовой части обшиты полотном.
Кабина экипажа — кабина курсанта и инструктора закрыты общим фонарем, состоящим из козырька, средней части, заднего обтекателя и двух сдвижных крышек. Крышки сдвигаются назад по направляющим и фиксируются пружинными замками в трех положениях. Фонарь изготовлен из оргстекла. Кабины оборудованы системой обогрева и вентиляции. Сиденья летчиков алюминиевые регулируемые по высоте и укомплектованы парашютами.
Ранее мы сообщали о том, как над Ижевском появился неопознанный самолет и напугал людей.