Posted 2 октября, 15:02
Published 2 октября, 15:02
Modified 2 октября, 15:02
Updated 2 октября, 15:02
К следующему году импортные автомобили в России подорожают на 10–15% из-за повышения утильсбора. Рост цен неприятный, но пока не критичный. Что будет дальше — разбирались «НИ».
Но не все понимают, что это лишь разогрев перед дальнейшим повышением. Индексация расписана Минпромторгом до 2030 года. И за ближайшие 6 лет он действительно сможет похоронить российский авторынок.
Например, на самые популярные машины с объемом двигателя от 1 до 2 литров утильсбор повысится к 2030 году почти в четыре раза.
Машины с двигателями объемом 1-2 литра в России популярны не потому, что они такие прекрасные, а просто из-за того, что нет выбора. АвтоВАЗ традиционно выпускает маломощные моторы объемом 1,6-1,8 литра, потому что в линейке других нет, а большинство китайских автомобилей имеют двигатели объемом 1,5 или 2 литра из-за особенностей налогообложения.
В остальном же мире активно используются двигатели большего объема. И речь вовсе не о премиальных «немцах», которые нужны для того, чтобы потешить собственное эго.
До санкций в РФ были популярны автомобили Mazda с моторами объемом 2,5 литра, Toyota по всему миру продает гибриды с силовой установкой на базе мотора объемом 2,5 литра, корейские Kia и Hyundai на седаны устанавливали простой мотор без турбин объемом 2,4 литра, а на кроссоверы и минивэны — дизели объемом 2,2 литра. Ресурс большого мотора с несложной конструкцией, как правило, выше.
Представим себе, что санкции отменят, и на российский рынок вернутся мировые автопроизводители. Нет, они не смогут это сделать из-за утильсбора, который за 6 лет на автомобили с двигателем от 2 до 3 литров вырастет с 844 800 рублей до 3 295 000 рублей.
Первый кандидат на вылет с авторынка РФ — внедорожник Haval H9 с дизельным двигателем. Это простая утилитарная машина. В России продается либо с бензиновым турбомотором объемом 2 литра, либо с дизельным мотором 2,4 литра. Уже сейчас дизельная версия стоит на 500 тысяч рублей дороже бензиновой. Это примерно соответствует разнице в утильсборе до 1 октября 2024 года. После 1 октября разница в утильсборе составила 1 млн рублей.
Второй кандидат на вылет — Tank 500 (технически это родственник Haval H9). Самый популярный двигатель у него — шестицилиндровый объемом 3 литра. Сегодня утильсбор на него вырос на 718 тысяч рублей, а к 2030 году повысится на 2 450 200 рублей.
Подорожание машин из-за роста утильсбора неизбежно. Как ранее выяснили «НИ», локализация иномарок в России в том объеме, которые требует Минпромторг, просто невозможна.
Во-первых, отечественный рынок слишком мал и не окупит инвестиций, во-вторых, китайские власти запретили своим производителям инвестировать в РФ. А без кардинального углубления локализации даже Haval (он единственный имеет полноценный сборочный завод в России) не может претендовать на возврат утильсбора.
Вот и получается, что новые ставки сбора обойдут стороной лишь АвтоВАЗ и УАЗ. Резкое повышение утильсбора могло бы обрушить рынок автомобилей уже сейчас. Но власти поступили хитро, опубликовав шкалу индексации до 2030 года. Теперь люди точно знают, что на следующий год машины будут еще дороже, а значит, тянуть с покупкой нельзя.