Posted 13 октября, 12:19
Published 13 октября, 12:19
Modified 20 октября, 08:00
Updated 20 октября, 08:00
Во время расчистки полуразрушенной церки в селе Пышкет в Юкаменском районе Удмуртии нашли клад — 300 медных монет с номиналом от полукопейки до 10 копеек. Датировка — от середины XVIII до начала XX века.
«Ввиду такого сильного временного разброса логично предположить, что это не единовременный клад, а так называемая „подкладушка“. То есть такой схрон, который владельцы не заложили разово, а собирали постепенно, время от времени возвращаясь к месту клада и несколько раз докладывая в него излишки своих финансов. Однако такой вариант сложно обосновать из-за слишком поздней даты строительства самого храма — 1908 год. Поэтому можно предположить, что это была чья-то коллекция старинных монет», — отметили волонтеры.
В пользу последней версии говорит то, что монеты были найдены не под фундаментом, а в мусорных завалах выше уровня земли.
Жители села в соответствии с законом сдали находку в отделение полиции. Правоохранители признали клад не имеющим культурной или исторической ценности и в соответствии со ст. 233 ГК РФ вернули его приходской общине Пышкета.
Медные царские монеты достаточно распространены, и в том состоянии, в котором они были найдены не представляют коллекционной ценности. Их значимость в другом.
«Раньше в деревнях стачивали монеты до порошкообразного состояния и добавляли этот ингредиент в корм для гусей. Что вполне объяснимо с точки зрения науки — медь необходима домашней птице, поскольку участвует в образовании гемоглобина. Ее наличие в кормах повышает яйценоскость и способствует повышению выводимости и сохранности птенцов», — рассказали корреспонденту Udm-info люди, знающие об этой особенности использования раритетов в повседневной деревенской жизни.
Вот такая небольшая хитрость, продиктованная крестьянской смекалкой.
Ранее мы рассказывали, что в ходе очередной археологической экспедиции, организованной УдГУ, были обнаружены монеты, датированные 1782–1788 годами.
Находки были сделаны в Ижевске, на улице Красной, с южной стороны одного из домов, при исследовании квартала между улицами Ленина и Пастухова. Были обнаружены остатки фундаментов зданий, которые были построены не так давно, а также несколько объектов, относящихся к последней четверти XIX — началу XX века.
Отдельным блоком находились объекты довоенного времени (1920–1940-е годы). И тут археологи нашли нечто неожиданное.
С южной стороны фундамента одного из домов они исследовали объект №18 и в его углах, в придонной части, обнаружили скопления монет 1782–1788 годов, а также 1801 года. По мнению экспертов, это связано с традицией закладки монет при строительстве домов.
Кроме того, во время обследования квартала археологи обнаружили крупные куски угля и остатки сгоревшей деревянной конструкции. Среди угля были найдены фрагменты оплавившихся стеклянных винных бутылок.
Сверху этот слой угля был покрыт битым кирпичом. Судя по размерам сохранившихся кусков, кирпич был довольно старым. А сверху все было засыпано супесью.
Археологи предположили, что здание, построенное на рубеже XVIII–XIX веков, могло быть связано с пожаром 1810 года. После пожара верхнюю часть постройки снесли, а основание засыпали кирпичным мусором.
Это лишь предварительные выводы. Но исследователи считают, что наконец-то нашли следы пожара 1810 года. И по расположению объектов разных эпох они могут проследить, как происходила застройка этого квартала в разное время.
На официальном сайте МЧС Удмуртии есть информация о пожаре 1810 года, который стал самым масштабным за всю историю города. Он произошел 18 мая 1810 года. Тогда сгорели господские дома и 300 домов мастеровых, а также две первые ижевские церкви. Только казенные убытки составили 104 977 рублей.
В результате пожара выгорела почти вся жилая застройка на современных улицах — Красной, Карла Маркса и Вадима Сивкова. Красную улицу много лет после этого называли Погорелых.
Власти рассматривали версию умышленного поджога. Главным виновником пожара был признан начальник завода Вильгельм Шейдеман. В ходе следствия выяснилось, что пожар распространился из-за того, что были украдены инструменты для пожаротушения. Виновник выплатил 169 500 рублей и был приговорен к 17 годам лишения свободы.