Posted 15 октября, 10:36
Published 15 октября, 10:36
Modified 15 октября, 10:43
Updated 15 октября, 10:43
Юлия Соболева
Так его позиционировали «сверху» уже до его начала. На августовских совещаниях учителей показывали видеообращение министра просвещения РФ Андрея Кравцова.
Без улыбки, напряженный министр ставил перед своим «формированием» задачи текущего года. Самое важное — патриотическое воспитание: вводится предмет ОБЗР (основы безопасности и защита Родины»), учебная неделя начинается с поднятия государственного флага, в «Разговоры о важном» необходимо вовлекать родителей.
Акценты делаются на уроки труда, начальной военной подготовки, на «навигаторов детства» (завучей по воспитательной работе), на кадетское движение…
Давая понять подчиненным их огромную роль в воспитании граждан страны, министр ни слова не сказал о зарплате педагогов.
Улыбки и тема финансов школьному министру не к лицу — он прекрасно знает, в как живет сегодня школа.
«Мы служим государству», — говорят учителя. И государство видит в учителях своих «солдат», кидая их на поле идеологической борьбы. Но почему им не платит?
Контракт на СВО гарантирует первую же выплату в 800 тысяч рублей. Да, те, кто работает на спецоперации, рискуют — и нередко теряют — жизнь. Но учителя тоже теряют — личную жизнь, нервы и здоровье. Да и речь идет не о таких суммах.
«Мы должны обеспечить учителю зарплату в 52 000 рублей», — сказала руководитель образования одного из сельских районов Удмуртии.
«Наверное, на селе большие дополнительные выплаты, — предположили эксперты из ижевской школы. — В городе такие деньги даже на двух ставках не получают».
Почему же педагоги не уходят из школы? У каждого свой мотив, у возрастных учителей нередко это Миссия, Служение. Эта вера помогает держаться.
Это не броский заголовок, а буквальная ситуация.
Ставка школьного учителя еще с советских времен 18 часов. 3 урока в день при шестидневной рабочей неделе. Мало? Нет, потому что плюсом к ним:
— подготовка (на разные параллели — 5, 6, 7 классы и т. д.), на каждый урок надо прочитать необходимую литературу, подыскать наглядный материал и т. д.;
— проверка тетрадей (в начальной школе она ежедневна, это пачки у филологов и письменные задания — у других предметников);
— индивидуальная работа с проблемными учениками по предмету;
— классное руководство с его мероприятиями и постоянное общение с родителями;
Получается, если у учителя даже 3 урока в день, работает он не меньше 8-9 часов ежедневно. В продуманной ставке есть запрос на качество работы — подготовка к урокам, акцент на учениках.
Современным учителям добавили еще обязанности:
— участие в профессиональных конкурсах, семинарах, курсах повышении квалификации;
— система отчетов.
Но школа живет в условиях кадрового голода, поэтому ижевские учителя, к примеру, ведут по 40 часов в неделю. Своеобразный рекорд — 57 часов/уроков в неделю. Это по 9,5 уроков в день при шестидневной неделе.
«В 8.00 уроки начинаются, в 19.10 заканчивается последний урок во второй смене», — ижевский филолог рассказывает, что по 12 часов в день проводит в школе.
Даже если учитель успевает поспать, поесть и сходить в туалет, он однозначно:
— не успевает полноценно готовиться к урокам,
— не может заниматься индивидуальной работой с учениками,
— к концу дня даже не может улыбаться детям.
«Мы, учителя, до такой степени замордованы, измучены жизнью, что дети от нас и не ждут ничего светлого», — цитата очередного учителя из очередной ижевской школы.
Нужно ли ставить вопрос о качестве образования?
Какая молодежь приходит сегодня работать в школу? Разная. Беда в том, что в непрестижной учительской работе уже не работают профессиональные фильтры.
Сейчас будет НЕ анекдот.
Открытый урок в 5 классе. Молодая учительница пишет на доске «мИдведь». Комиссия проверяющих ахает, но молчит. Руку поднимает пятиклассник: «Медведь пишется через Е!» Учительница замирает, а потом торжествующе кричит: «А вот и нет! Проверочное слово — мИ-И-шка!»
После урока директор умолял комиссию не делать замечания учителю: «Она обидится и уйдет! Кто тогда закроет дыру в расписании?!»
А учителя уже устали. Это видно в неофициальных учительских сообществах в соцсетях.
Во-первых, нагрузка и административное давление, во-вторых, сами дети.
Их педагоги в большей своей части, конечно, любят — за непосредственность, открытость, энергию. Но объективно видят, что растет количество необучаемых детей.
Современные школьники не читают или читают очень мало, устная речь у многих развита плохо — выражают мысли с большим трудом. Стало рассеянным внимание, подводит память — особенно долговременная. Они с трудом заучивают наизусть стихотворения, а спустя короткий промежуток времени не могут их воспроизвести.
Медвежью услугу оказывают готовые домашние задания. Списывая, ребенок совершенно не задействует мозг: одновременно он может слушать музыку, общаться с друзьями, смотреть видео. В результате даже не понимает, что написал.
Сильная зависимость от гаджетов, в которых всю информацию можно найти одним нажатием кнопки, снижает мотивацию к обучению. При этом мозг детей загружен огромным потоком информации, зачастую совсем ненужной и пустой.
Дети — заложники нашего времени, — понимают учителя. Учителя — заложники системы, — понимаем мы. Все в заложниках, даже министр, у которого тоже нет сил и повода улыбаться.
У медали, как известно, две стороны. Если это отнести к образованию, контраст поражает.