Пока ижевская «Ижсталь», перезагружаясь, терпит одно поражение за другим, глава Удмуртии опубликовал в соцсетях фотографию с еще одной хоккейной знаменитостью — великим вратарем Владиславом Третьяком.
Александр Бречалов обсудил с бывшим голкипером, а ныне политическим деятелем вопросы развития хоккея. О чем конкретно шла речь — не сообщается. Известно лишь, что Третьяк получил приглашение прибыть на открытие обновленного Ледового дворца в удмуртской столице, дата которого также пока неизвестна.
Тем временем разгребать проблемы тонущего ижевского профессионального клуба оставлен ответственный за спорт вице-премьер правительства региона Тимур Меджитов. На днях он анонсировал свой план реформы ХК «Ижсталь», который мы разберем по пунктам.
О «перезагрузке» ХК «Ижсталь» глава региона объявил 10 октября. За несколько часов до очередного выездного матча ижевского хоккейного клуба Александр Бречалов обратился к болельщикам. Он попросил поддержать хоккеистов и пообещал увеличение финансирования в ноябре, а также начало точечной работы по составу команды.
«Главное, о чем хотел сказать: мы начинаем большую перезагрузку нашего профессионального клуба, и уже приняты некоторые важные решения и по финансированию клуба, и по поддержке тренерского штаба и в целом команды», — заверил Александр Бречалов.
О том, сколько денег ежегодно выделяется «Ижстали» из бюджета Удмуртии, публично говорить не принято. Как и о том, какими спонсорскими денежными поступлениями на данный момент располагает команда. Самая популярная фраза в пресс-релизах о новых контрактах так называемых «сталеваров» — «условия соглашения при этом не сообщаются».
О том, что деньги любят тишину, знают все, у кого они есть. Но когда в тишине расходуются бюджетные средства, это не может не вызывать недоумения. Мы изучили разные источники и выяснили, сколько тратит «Ижсталь» на свое жалкое существование в подвале турнирной таблицы Всероссийской хоккейной лиги.
Юридическим лицом, которому принадлежит ижевский хоккейный клуб, является некоммерческое партнерство Ассоциация «ХК Ижсталь». В информационной базе данных «СПАРК-Интерфакс» нет данных об учредителях этой загадочной структуры. Но в графе о форме собственности подчеркнуто, что речь идет о «смешанной российской собственности с долей собственности субъектов Российской Федерации». Иначе говоря, какой-то долей в ассоциации аутсайдеров владеет Удмуртская Республика.
Деятельностью партнерства заведует его исполнительный директор Евгений Лойферман. Это далеко не чужой человек для удмуртского хоккея. 54-летний Лойферман является мастером спорта СССР. Он воспитанник ижевской школы хоккея. В качестве голкипера защищал ворота «Ижстали» с 1988 по 1992 годы. Также играл за клубы: СКА (Свердловск), «Авангард» (Омск), «Автомобилист» (Екатеринбург), «Металлург» (Магнитогорск), ЦСК ВВС (Самара). Финалист Кубка Межнациональной хоккейной лиги, финалист Кубка Европейских федераций. После окончания Сибирского государственного университета физкультуры и спорта получил специальности преподавателя физкультуры и тренера по хоккею.
Бухгалтерский баланс некоммерческого партнерства за 2024 год по понятным причинам пока недоступен. Но прошлогодний отчет в Федеральную налоговую службу имеется в распоряжении Udm-Info. Из него следует, что на свою деятельность в 2023 году ХК «Ижсталь» получил субсидию в размере 116 млн 398 тысяч рублей. Годом ранее такая субсидия составляла 95 млн 796 тысяч рублей. Как видим, финансирование команды и так увеличивается из года в год.
Налогоплательщикам будет интересно узнать, что каждый житель Удмуртии, включая стариков, младенцев и женщин, считающих хоккей бессмысленной беготней с палками в руках, каждый год платит аутсайдерам лиги больше 80 рублей. Но это приводит не к улучшению спортивных результатов, а совсем даже наоборот.
Конечно, нас интересует, на что субсидия была потрачена. Как следует из отчета о целевом использовании средств, 113 млн 878 тысяч рублей проходят по статье «расходы на содержание аппарата управления». Здесь отражается информация о величине целевых средств, направленных, в соответствии с утвержденной сметой, на зарплату, выплаты, не связанные с оплатой труда, служебные командировки и деловые поездки, содержание и ремонт имущества. В итоге оказалось, что потребности хоккеистов настолько невелики, что немногим более 2,5 млн рублей они даже не смогли израсходовать и их пришлось возвратить в бюджет.
Но ассигнования из республиканской казны — не единственные деньги, на которые живет наш хоккейный клуб. Выручка Ассоциации «ХК Ижсталь» составила в 2023 году еще 12,1 млн рублей. Это собственные средства партнерства, полученные от продажи билетов на матчи, программок, атрибутики и тому подобных товаров. Есть у клуба и спонсоры, которые тоже что-то платят за свою рекламу на игровых свитерах хоккеистов и бортах домашней ледовой арены. На данный момент это ПАО «Нефтехим», АО «Ростелеком» и АО «Датабанк».
«Основную лепту в финансирование „Ижстали“ вносит бюджет республики. Планируется значительное увеличение за счет привлечения внебюджетных источников», — сообщил региональный министр спорта Денис Парахин.
Из этого следует, что если 116 бюджетных миллионов — это «основная лепта», то все годовые доходы ХК «Ижсталь» можно оценить в 150-200 млн рублей. Болельщикам, судя по их комментариям в соцсетях, внушили мысль, что ижевский «проигрыватель» — самый нищий клуб во Всероссийской хоккейной лиге, но это не так. По объему денежных поступлений «Ижсталь» можно отнести, скорее, к «нижнему среднему классу» клубов ВХЛ.
Значительно более крупными суммами оперируют только богатейшие команды лиги, которые при этом добиваются впечатляющих спортивных результатов. Например, недавно разгромивший так называемых «сталеваров» «Молот» из Перми, в отличие от «Ижстали», раскрыл информацию о своей финансовой деятельности.
Выяснилось, что в 2023 году бюджет организации составил рекордные 530 млн рублей, что на 53% выше бюджета 2022 года (345 млн рублей). Поступления от частных спонсоров и субсидия из краевого бюджета помогли «Молоту» сформировать самый большой бюджет в истории клуба. По итогам прошлого сезона пермский клуб смог победить в чемпионате ВХЛ, но вылетел в 1/8 финала Кубка Петрова. Большие деньги также есть в распоряжении клубов из богатых российских регионов, где их спонсируют крупные добывающие и промышленные предприятия. Но в хоккей играют на льду, а не в коммерческом банке.
Например, соседний с нами хоккейный клуб «Челны» в прошлом году был несказанно рад увеличению своего бюджета до 130 млн рублей. Это минимум, необходимый для участия в ВХЛ, согласно регламенту. Ранее бюджет клуба был порядка 60 млн рублей. В итоге год назад челнинцы завершили регулярный чемпионат на последнем месте, но в этом году играют лучше. Не хватая звезд с неба, ХК «Челны» хотя бы иногда чередует поражения с победами. Более чем скромным бюджетом располагает и барнаульское «Динамо-Алтай», но 6 побед в нынешнем сезоне клуб уже одержал.
Другим пунктом удмуртской хоккейной перезагрузки является пополнение состава новыми игроками. «Ижсталь» только за минувшую неделю подписала сразу трех новых хоккеистов. Это нападающий Илья Назаров из пензенского «Дизеля», защитник Александр Микулович из «Челнов» и нападающий Дмитрий Беленчук, переросший уровень молодежной команды «Тамбов», где, играя против подростков, набрал за сезон 94 очка по системе «гол плюс пас» в 57 матчах.
«Будем точечно работать по составу»,— сказал Александр Бречалов.
Почему команда комплектуется не перед началом сезона, как это принято в профессиональном спорте, а в разгар регулярного чемпионата, который «Ижсталь» откровенно проваливает, сказать сложно. Ответственные за хоккей чиновники ссылаются на нищий клубный бюджет, не позволяющий платить спортсменам достойные деньги хотя бы по меркам ВХЛ. Но эта версия выглядит сомнительной.
На зарплаты хоккеистам «Ижсталь» в 2023 году, как следует из того же изученного нами финансового отчета, потратила в прошлом году всего 8 млн 304 тысячи рублей. Так происходит потому, что большинство выступающих за клуб хоккеистов получают жалованье не в кассе ижевского клуба. Им платит выступающий на более высоком уровне в Континентальной хоккейной лиге клуб «Нефтехимик» из Нижнекамска. С этим клубом у ижевской «Ижстали» заключено партнерское соглашение, которое позволяет обмениваться игроками.
На данный момент в российском хоккее существует два вида отношений между клубами разных лиг. Фарм-клуб из ВХЛ находится в одной структуре с командой КХЛ и, по сути, является «резервом» для основы. Для примера, есть омский «Авангард», фармом которого являются «Омские Крылья». Что касается договора о спортивном сотрудничестве между клубами КХЛ и ВХЛ, то здесь команды находятся в разных юридических структурах. Чаще всего они базируются в разных городах и даже регионах России, как это происходит с «Ижсталью» и «Нефтехимиком».
Напомним, в 2021 году «Нефтехимик» заключил трехлетнее соглашение с «Ижсталью» на долгосрочное и стратегическое партнерство. В мае 2023 года пресс-служба нижнекамского клуба сообщала, что через игровую практику «сталеваров» за два сезона прошли около 40 игроков системы «Нефтехимика». Такая система позволяет ижевскому клубу сильно экономить на зарплатах, поскольку командированным хоккеистам продолжает платить клуб КХЛ. А «содержание аппарата управления» само себя не оплатит.
В то же время такая система взаимоотношений приводит к тому, что сильнейшие хоккеисты — как, например, вратарь Филипп Долганов — уезжают в Татарстан играть на более высоком уровне, а в обратном направлении едут те, кто на данный момент не соответствуют уровню КХЛ. О чем думают такие игроки в вынужденной ссылке? О престиже и традициях ижевского хоккея или о том, как бы, не получив ненароком травму, поскорее вернуться туда, где можно прославиться и разбогатеть? На эти вопросы наши читатели могут ответить самостоятельно.
Последний матч против «Молота» показал, что игру на себя чаще берут игроки, принадлежащие «Ижстали», которых на данный момент больше нигде не ждут. Например, тот же Александр Микулович был единственным, кто, на наш взгляд, продемонстрировал на площадке самоотдачу.
28-летний защитник из Набережных Челнов вышел в первом звене. Он трижды ложился под шайбу, своим телом защищая ворота от бросков соперников. Это треть всех блокированных «Ижсталью» бросков в этом поединке. Кроме того, хоккеист сам нанес два броска по чужим воротам, получил 2 минуты штрафа за подножку в третьем периоде и окончил матч с показателем полезности +1, что нечасто бывает с кем-либо при крупных поражениях.
Один в поле не воин. Для достижения стабильных результатов нужен не один такой игрок, и не трое. Но других самоотверженных хоккеистов у товарища Лойфермана для нас нет. Остается болеть за этих. Потому что другой «Ижстали» в Ижевске тоже не будет.