По словам Чистякова, срок действия контрактов завершится 30 сентября следующего года. Заниматься содержанием дорог будут 4 подрядчика: муниципальное предприятие ДРЭУ, а также коммерческие компании — «Радонеж», «Строй-18» и «Ижавтоснаб». Все компании — ижевские. В распоряжении подрядных организаций 183 единицы техники. Это тракторы, комбинированные дорожные машины, грейдеры, погрузчики, без учета самосвалов, которые используются для вывоза снега. Подрядчики, по словам градоначальника, обновляют свой парк.
«Нашему муниципальному предприятию ДРЭУ в этом помогаем мы как балансодержатели. План на 2 года — закупка 33 единиц техники — и для летнего, и для зимнего содержания», — сообщил Дмитрий Чистяков.
Уже в ноябре в ДРЭУ придут первые комбинированные дорожные машины для зимней уборки. Другие подрядчики также обновляют свою дорожную технику: к началу зимнего сезона приобретают 25 новых тракторов, погрузчиков, шнекороторов.
Согласно данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», подрядчики, которым предстоит убирать снег с ижевских улиц, действительно принадлежат местным предпринимателям. Учредителем ООО «Радонеж» является Елена Кассихина, а возглавляет компанию Дарья Ашихмина. Уставный капитал предприятия составляет 20 тысяч рублей, а среднесписочная численность работников — 109 человек. В 2023 году компания при выручке в 674,3 млн рублей отчиталась о чистой прибыли в 6,6 млн рублей. За 22 года своей деятельности «Радонеж» заработал на 127 госконтрактах около 5 млрд рублей.
ООО «Строй-18» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей принадлежит Наталье Завалиной. Основной вид деятельности предприятия — строительство автомобильных дорог и магистралей. Выручка в 2023 году составила 186,5 млн рублей, а чистая прибыль — 5,8 млн рублей. За семь лет с момента регистрации ООО «Строй-18» на госконтрактах заработало 605,8 млн рублей. Однако, согласно данным Федерального казначейства на 23 октября 2024 года, компания входит в реестр недобросовестных поставщиков. Причиной для включения туда стало уклонение участника закупки от заключения контракта.
ООО «Ижавтоснаб» принадлежит Венере Хазеевой, которая также является директором предприятия. При уставном капитале в 12 тысяч рублей, за 2022 год выручка фирмы составила 750,5 млн рублей, при чистой прибыли всего в 3,5 млн рублей. На госзакупках эта компания заработала за 14 лет более 770 млн рублей.
По словам главы Ижевска, предстоящей зимой все подрядчики будут использовать привычные противогололедные материалы.
«Для борьбы с гололедом используем противогололедные материалы галит и бионорд. В сильные морозы на спусках и подъемах — песчано-соляную смесь», — отметил Чистяков.
Галит — это каменная соль, минерал подкласса хлоридов, кристаллическая форма хлорида натрия. В кристаллохимической структуре минерала шесть катионов натрия окружают анион хлора.
Противогололедный реагент бионорд разработан Уральским заводом противогололедных материалов для борьбы с гололедицей в зимние и переходные, зимне-весенние и зимне-осенние периоды. Применяется для обработки подверженных оледенению участков дорог, трасс, пешеходных зон, дворовых участков и других площадок. Химикат представляет собой смесь, состоящую из твердых гранул неправильной формы размером от 1 до 5 миллиметров. Когда 11 лет назад данный химикат впервые использовали для борьбы со льдом на дорогах в Магнитогорске, это сразу же вызвал протест части горожан. Инициативная группа жителей Магнитки даже провела зимой пикет против использования реагента.
Люди утверждали, что из-за него у домашних собак после прогулок на улице возникает межпальцевый дерматит, а обувь бионорд разъедает так, что она изнашивается еще до конца зимы.
«Идеального препарата для борьбы со льдом в мире не существует. Наша задача — подобрать такое сочетание его компонентов, чтобы он эффективно работал и одновременно был максимально безопасен для окружающей среды», — прокомментировал тогда обвинения представитель завода-производителя реагента Алексей Никитин.
«Современные многокомпонентные противогололёдные материалы экологически безопасны и не вредят животным. Чаще всего повреждения связаны с попаданием на лапы материалов, которые остались на дороге в виде дорожного смёта из мусора и песка, впитавшего в себя тяжелые металлы из выхлопных труб автомобилей. Ранки на подушечках лап также могут образоваться из-за острых льдинок или отсева горных пород, поэтому важно следить, чтобы на микротрещины или порезы не попадали песок и соль и не вызывали раздражение. Функция многокомпонентных ПГМ — растопить наледь и снег, а снежно-ледовую массу надо вовремя убрать с тротуаров, чтобы на нем не оставалось лужиц с ледяной водой. Вступив в нее на сильном морозе незащищенной лапой, питомец может получить обморожение. Но никаких химических ожогов из-за попадания в лужу от растаявшего под воздействием реагентов снега не будет, т. к. состав ее похож на морскую воду слабой концентрации. Реагенты большей частью состоят из смеси хлорида натри и кальция, а также биофильных добавок», — рассказала корреспонденту Udm-Info исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлия Антонова.
Контракты на поставку противогололедных материалов уже заключены. Отметим, примерная годовая потребность — 15 тысяч тонн противогололедного материала. Треть от этого объема — уже на базах подрядчиков. И постепенно в течение зимы производители реагентов будут подвозить материалы в Ижевск.
Напомним, прошлой зимой Дмитрий Чистяков попросил больше не критиковать действия его команды по уборке снега с улиц и межквартальных проездов в городе. По словам мэра, виноваты в медленной ликвидации последствий снегопада сами ижевчане, которые оставляют у домов личные машины.
Ранее мы сообщали о том, что администрация Ижевска намерена уже 14 октября подписать контракт на зимнее содержание территории города, и обещает учесть все претензии, связанные с уборкой снега прошлой зимой.