Posted 2 ноября, 11:52
Published 2 ноября, 11:52
Modified 3 ноября, 19:02
Updated 3 ноября, 19:02
После цыганских погромов в Коркино Челябинской области, которые прошли на прошлой неделе после убийства 40-летней таксистки, страна немного напряглась. Насколько серьезен конфликт и в какую сторону он повернет, было неизвестно. Цыганские семьи в экстренном порядке уехали из города.
Известный политолог Марат Баширов, уроженец Ижевска, предостерег от скоротечных выводов.
«Знаете, поговорил с умными людьми. Нет в Коркино (Челябинская область) национального фактора. Криминал чистой воды. Надо, конечно, дождаться инфы от силовиков, но уже понятно, что глухонемой пассажир такси по какой-то причине нанес ножевые женщине-водителю. Цыган он или русский, неважно. Криминальные истории имеют лишь уголовный характер, а не национальный», — написал Баширов в своем телеграм-канале «Политджойстик».
Там же политолог предупредил, что иноагентские каналы будут раздувать эту историю в качестве элемента информационной войны. Власть восприняла эту угрозу всерьез. На похороны убитой женщины приехал губернатор Челябинской области Алексей Текслер, чтобы поддержать семью. Ситуацию взяли под контроль.
А что с цыганским вопросом в Удмуртии? Цыган как-то не видно и не слышно, хотя, по данным переписи населения 2020 года, в республике живут порядка 820 представителей этой национальности. У людей, с которыми мы пообщались на эту тему, о встречах с цыганами остались только детские воспоминания, но об этом позже. Куда же делись цыгане?
«В Ижевске цыгане компактно проживают в частном секторе Ленинского и Первомайского районов. Есть табор в деревне Семеново Завьяловского района, и табор в Можге. Они все на контроле у полиции, ведут себя прилично», — прокомментировали в пресс-службе МВД Удмуртии.
Семеновские, кстати, не обделены вниманием СМИ. Четыре года назад про них вышла публикация в районной газете «Пригородные вести», а в 2022 году телеканал «Моя Удмуртия» подготовил 20-минутный сюжет о цыганском укладе жизни, где основными героями стали жители деревни. Корреспондент Udm-info решил проведать цыганский табор, но в его задачи не входило повторение пройденного — достаточно было посмотреть, как там живется, и если получится — пообщаться.
Цыгане в Семеново живут на окраине деревни, у огромного поля. К их улице ведет узкая дорога вдоль лесополосы. Состояние покрытия — как после бомбежки. Сама улочка небольшая — с десяток построек, и не все из них цыганские.
Оставив машину за углом, отправляемся на прогулку. Вокруг — ни души. И только в крайнем окне заметен неподвижный силуэт в женском платке — увидели сразу и наблюдают пристально.
Ну что ж, вперед. Дома одноэтажные, без внешней отделки. Не сказать, что неряшливые, хотя и лоска в них никакого, но добротные. Никакой «цыганщины», то есть показной роскоши, не наблюдается. Заборы есть, но не по всему периметру, поэтому дворы проглядываются насквозь. Не ждут здесь эксцессов и к обороне не готовятся. Во дворах развешаны на просушку цветастые юбки, стоит несколько самых обычных машин. Улица заканчивается тупиком — не сбежать, в случае чего, но и с двух сторон не заехать. В общем, полузамкнутый мирок, живущий своей жизнью.
Переполох в этот оазис спокойствия мы все-таки внесли. Причина — несколько фотографий, сделанных на обратном пути на телефон. Перед глазами тут же вырос невысокий пожилой мужчина и спросил, что мы здесь делаем. Объяснили, что пришли с абсолютно мирными намерениями, предложили разрешить съемку, если это принципиально — не на частной территории все-таки находимся. Наш визави проверил документы, но принимать решение не стал — вызвал соседа, судя по всему, более влиятельного.
Съемку он не разрешил, а фотографии потребовал удалить — пришлось сделать это, потому что конфликты нам не нужны, а к первым двум местным уже добавился третий, и сколько их там еще, было непонятно, и уже были слышны женские крики, — они все между собой разговаривали на повышенных тонах, и мужчины, и женщины. О чем шла перепалка — бог его знает, по-цыгански не разумеем.
В общем, подружиться не удалось, но немного пообщаться получилось.
«Это табор. Живем здесь уже 25 лет. У нас все спокойно. Можете спросить в администрации. С челябинскими не общаемся», — коротко ответил собеседник, имя которого мы договорились не упоминать.
Вот так живут под Ижевском цыгане. Улицу держат под видеонаблюдением. Незваным гостям не рады. Но без агрессии. Они не чувствуют себя здесь чужими. Просто оберегают свой уклад.
У цыган в Удмуртии немалая история и не такая уж добрая слава, идущая еще из прошлого века.
«В 1980-х цыганки в цветастых юбках ходили по деревням и селам, просили попить воды, уговаривали бабулек погадать им по руке, а потом из дворов и сеней что-нибудь да пропадало. В общем, стихийное бедствие. Нас, детей, тогда пугали не бабайкой, а цыганами. Говорили, ходят по домам и воруют непослушных детей. В общем, беда для больших и страшилки для маленьких. Хотя отцу моему цыганка таки нагадала беду — взяла у него иголку, сжала в кулаке, а когда разжала, ее кончик был сизым. Вскоре он погиб», — рассказал житель Ижевска.
Многие помнят и толпы цыган у ижевского автовокзала. Одни торговали жвачками по рублю, другие гадали. Пакеты с жевательной резинкой вырывали подростки, которые потом хвастались этим в школе — был так такой подвид школьного геройства. А тем, кто постарше, приходилось держать ухо востро.
«В середине 1980-х возле цирка и автовокзала в Ижевске они постоянно к прохожим приставали, это было их самое доходное место, наверное — много приезжих из деревень, вокзальная суматоха… Мы с подругой тоже приехали в Ижевск на автобусе, нам было по 14 лет. Только вышли из автовокзала — нас обступили цыганки, куча цыганят, и давай нам „гадать“, причем нас быстро разделили и окружили. У меня на косах были такие заколки красивые, и я сначала даже не заметила, как дети цыганские их с меня стащили… Уши мы развесили… Подружка моя, смотрю, уже кошелек открыла… И тут я увидела в руках у одного цыганенка мои заколки, и как он скалится нагло мне в глаза. Я рассердилась ужасно, и это меня из оцепенения вывело. Я вырвалась из круга, подружку за руку схватила и потащила ее за собой. Так мы убежали тогда. А с тех пор я мимо этого места, как только завижу цыганку, строевым маршем проходила и ни на какие вопросы никогда не реагировала», — поделилась своей историей ижевчанка Тамара Г.
Не обращать никакого внимания и с каменным лицом проходить мимо было главным условием избежать неприятностей от общения с цыганами, и не только в Ижевске.
«Я в 1992 году в Тюмень на турнир приехал, был финал первенства Центрального шахматного клуба СССР, так они там паслись чуть не всем табором у входа в гостиницу „Центральная“. Одна такая подходит, и говорит — дай погадаю. Я пытаюсь от нее уйти, а она как давай про меня все рассказывать, и прям в точку попадает. Но я был сообразительный, понимал, что тут в чем-то подвох, убежал от них. Вроде, они никого из шахматистов так и не развели, хотя пытались многих. В этой гостинице все участники жили», — вспомнил свою историю Дмитрий Ч.
«А еще в ижевских трамваях, которые ходят по улице Ленина, в 1990-х появлялся весьма занятный персонаж — маленький мальчик цыганской наружности, который, смешно шепелявя, пел „Ветер с моря дул, ветер с моря дул…“ и собирал монеты с пассажиров. Потом он исчез. Через несколько лет вместо него ненадолго появился другой — уже постарше, но той непосредственности и раскованности в нем уже не было», — рассказала Ольга Б.
МВД Удмуртии не ведет специальной статистики по преступности среди цыган, пояснили в пресс-службе правоохранительного ведомства. Единичные преступления редко связаны с местной диаспорой — чаще работают приезжие.
В 2024 году с участием местных цыган преступления не регистрировались. В августе был инцидент с 20-летней гастролершей из Волгоградской области, которая втюхала 85-летней пенсионерке несколько комплектов подушек и постельного белья, забрала у нее 40 тысяч рублей наличными, сказала, что этого мало, уговорила доехать до банкомата и снять еще 80 тысяч, после этого оставила пожилую женщину около ее дома и скрылась. Злоумышленницу задержали.
В прошлом году самым громким было мошенничество с грузоперевозками, аферисты оказались ижевчанами цыганской национальности. Под видом сотрудников компании-грузоперевозчика они предлагали услуги по доставке за предоплату. После перевода денег переставали выходить на связь. Обманули более 30 человек из разных регионов на общую сумму свыше полумиллиона рублей.
Еще из истории последних лет удалось найти информацию 2019 года, когда в Удмуртии судили банду конокрадов, в состав которой входили трое цыган, а также трое их сообщников. За год — с августа 2017-го по август 2018-го они совершили семь краж скота на территории Алнашского, Кизнерского и Можгинского районов Удмуртии. Каждое преступление планировал лидер группы, который определял, из какого хозяйства украсть лошадей или телят, выбирая такие, где не было систем видеонаблюдения. Также главарь готовил уздечки и седла для перегона похищенных лошадей верхом, подыскивал транспорт для перевозки скота к месту сбыта. Похищенный скот конокрады продавали в Кировской области. Сумма ущерба превысила 626 тысяч рублей.
В 2015 году в Ижевске в ДТП погиб цыганский барон. По закону при расследовании необходимо было провести вскрытие. Но у цыган трогать умерших запрещено, поэтому они требовали выдачи тела. Был скандал.
А в 2013 году произошел случай в той же деревне Семеново — судебные приставы снесли дом, незаконно построенный цыганской семьей.
Большого конфликта тогда не вышло — ни местной администрации, ни цыганским старейшинам это было не нужно. У цыган свой уклад.
И те, что осели в Удмуртии, совсем не стремятся к тому, чтобы о них лишний раз вспоминали. Табор остепенился, пустил корни, дорога вдаль не зовет, и к тем соплеменникам, которые этого не понимают, в нем относятся без уважения.