Posted 8 ноября, 13:08
Published 8 ноября, 13:08
Modified 8 ноября, 16:21
Updated 8 ноября, 16:21
По итогам 2023 года убытки от реализации широко разрекламированного проекта «Единое парковочное пространство» составили более 21 млн рублей. Причем, львиную долю доходов бюджет Ижевска получил не от оплаты за время стоянки на платных местах, а за счет штрафов за несвоевременную оплату.
Официальные финансовые результаты от деятельности платных парковок в Ижевске содержатся в решении гордумы об исполнении бюджета муниципального образования за 2023 год. Согласно документу, расходы на этот проект составили 71 млн 756,9 тысяч рублей, в том числе затраты на оплату труда «Центра цифровых компетенций» — 7 млн 252 тысячи рублей. В то же время платные парковки принесли в казну 50 млн 710 тысяч рублей. Причем поступления от оплаты составили 10,2 млн рублей, а штрафы за задержку с оплатой — 40,5 млн рублей.
При этом итоговые цифры оказались сильно ниже тех, что приводил глава Ижевска Дмитрий Чистяков на встрече с редакторами местных СМИ, о чем сообщало Udm-Info. Тогда, в октябре прошлого года, мэру казалось, что бюджет заработает от платы за стоянку более 17 млн рублей. Но что-то, кажется, пошло не так.
Возможно проблема в том, что когда в муниципалитете планировали грести с парковок деньги лопатой, там забыли, что сначала придется разгребать оттуда снег. В результате значительную часть минувшей зимы парковки объявляли бесплатными, потому что были завалены сугробами.
Так или иначе, городская программа не только высасывает из бюджета значительные суммы, но и целенаправленно делает тысячи горожан нарушителями административного кодекса. При этом сэкономленные деньги могли бы вполне пригодиться городу на противопаводковые мероприятия, ремонт тротуаров и щебенение дорог, компенсацию льготникам проезда в общественном транспорте или создание системы оповещения на случай чрезвычайных ситуаций. На каждую из этих статей расходов в бюджете 2024 года заложено как раз по 20 млн рублей.
Ни глава города Дмитрий Чистяков, ни чиновники из муниципального управления благоустройства не любят говорить о том, что проект платных парковок для города на данный момент планово убыточен. Таким он изначально и задумывался, по крайней мере, в первые три года своего существования.
В бюджете Ижевска на 2023 год на мероприятия по созданию единого парковочного пространства предусмотрели 100,8 млн рублей, в 2024 и 2025 годах — по 97,2 млн рублей. В то же время доходы от платных парковок в 2023 году планировались на уровне 72 млн рублей, в 2024 году — 78 млн, а в 2025 году — 82 млн рублей. Получается, что план полностью выполняется только по гигантским расходам на содержание «единого парковочного пространства. А выручку с горем пополам помогают наскрести только протоколы об административных правонарушениях.
Зато тратит казенные деньги мэрия действительно на широкую ногу. В феврале нынешнего года с ООО «Интеллектуальные транспортные системы», полностью принадлежащим трем физическим лицам, был заключен крупный муниципальный контракт. Согласно договору, в 2024–2025 годах фирма получит 170 млн рублей из бюджета столицы региона за обслуживание платных парковок в городе.
Объем затрат стал известен 19 февраля после подведения итогов торгов, где «Интеллектуальные транспортные системы» были единственным участником. Предметом муниципальной закупки была установка на платных автостоянках в центре города систем фото- и видеофиксации, информационных табло и прочей электроники, а также обслуживание автоматизированной информсистемы «Парковочное пространство».
По данным информационного сервиса «Спарк-Интерфакс», ООО «Интеллектуальные транспортные системы» было создано в 2021 году для деятельности по реализации баз данных и информационных ресурсов. Фирма с уставным капиталом в 10 тысяч рублей принадлежит предпринимателям Григорию Стрелкову, Дмитрию Касаткину и Вячеславу Шубко.
В итоге только на цифровую «начинку» парковочных мест муниципалитет, возможно, потратит больше бюджетных денег, чем городская казна зарабатывает на платных парковках. При этом не будем забывать, что в местах платной стоянки надо еще наносить и обновлять разметку, чистить парковки от снега зимой. Все это тоже стоит денег сверх 170 млн рублей, которые лихо потрачены одним росчерком пера.
Согласно планам мэра Дмитрия Чистякова, в нынешнем году за счет доходов от платных парковочных мест предполагалось благоустроить сами эти парковки. То есть, вопреки знаменитой формуле капитализма «товар — деньги — товар», глава города хотел сначала получить за не благоустроенные парковочные места оплату, а только потом привести их в порядок. А в прошлом году, как Чистяков отчитался в прямом эфире ЦУР Удмуртии, доходы направили на ремонт дорог. Вернее, единственной дороги.
«В 2023 году на деньги, полученные с платных парковок, а это около 18 млн рублей, мы отремонтировали дороги на улице 50 лет ВЛКСМ. Это было пожелание самих горожан. В следующем году те деньги, которые у нас появятся от работы платных парковок, мы планируем направить на благоустройство самих платных парковок. Мы приведем их в порядок. Сделаем то, что, может быть, надо было сделать изначально», — сказал Чистяков.
В свою очередь, заместитель начальника управления благоустройства и охраны окружающей среды администрации Ижевска Александр Шутов прямо сообщает о том, что возможность ликвидации платных парковок на территории города даже не рассматривается. В своем ответе на обращение одного из наших читателей Шутов указал, что главная задача проекта — разгрузить дороги от постоянно припаркованных там личных транспортных средств.
«Основная цель введения платного использования парковок, расположенных на улично-дорожной сети — разгрузка дорог от постоянно припаркованных там личных транспортных средств, и, тем самым, обеспечение равного доступа всех участников дорожного движения к парковочным местам и общественной инфраструктуре. То есть приоритетным для администрации города Ижевска является обеспечение интересов неопределенного круга лиц», — сообщил Александр Шутов.
По нашему оценочному суждению, лучше бы чиновники позаботились об обеспечении интересов определенного круга лиц, то есть жителей города. В таком случае можно было бы подумать о ремонте и расширении дорог и о создании дополнительных автостоянок. По нашим подсчетам, если бы на дорожный ремонт были направлены не 17 млн рублей, а 170 млн (те самые, что теперь причитаются малоизвестному ООО «Интеллектуальные транспортные системы» после победы в февральском аукционе), то отремонтировать можно было бы не одну улицу, а гораздо больше. По крайней мере, так получается по законам арифметики.
Увидев финансовый результат от деятельности платных парковок в Ижевске, а также структуру доходов, легко можно понять, почему городские власти насмерть отстаивали в суде размер штрафа в 2 тысячи рублей за несвоевременную оплату стоянку. Процесс по этому громкому судебному делу завершился в Ижевске в июне нынешнего года. Тогда Верховный суд Удмуртии отказал в удовлетворении иска адвоката Павла Лукина и автовладелицы Елены Ильиной к региональному закону о платных парковках.
Павел Лукин оспорил в суде региональный закон в январе нынешнего года. Он требовал признать недействующей часть 2 статьи 18 Закона Удмуртии «Об административных правонарушениях», касающуюся ответственности по платным парковкам. Позднее такой же иск подала жительница Завьяловского района Елена Ильина. Ответчиком по делу выступал региональный Госсовет, в качестве заинтересованных лиц к участию в деле были привлечены глава Удмуртии и администрация Ижевска.
Истец был уверен, что назначение штрафа в размере 2 тысячи рублей нарушает права граждан и является необоснованно суровым наказанием. По мнению Павла Лукина, устанавливая такой штраф, законодатель ничем это не обосновывает, он даже не учитывает характер и обстоятельства правонарушения.
«Принимая закон, Госсовет не предусмотрел возможность дифференцированного и справедливого штрафа. А дифференцировать штраф можно и нужно. По данным фотокамер можно без труда определить, сколько времени автомобиль там находился и в зависимости от этого устанавливать размер штрафа. К примеру, человек, который поставил автомобиль на стоянку на час, должен заплатить штраф меньший, чем тот, кто оставил ее там на десять часов. Если человек заплатил за парковку, но позже, ему можно просто сделать предупреждение, так как он не нанес никакого ущерба бюджету города. Предупреждение можно применить и для тех, кто совершил правонарушение впервые», — отметил адвокат.
Для сравнения Павел Лукин привел тот факт, что штраф за такое опасное правонарушение, как проезд на запрещающий сигнал светофора, составляет сейчас всего 1 тысячу рублей. При этом нарушитель угрожает не только здоровью, но и жизни других участников дорожного движения. А штраф за неоплату парковки равен 2 тысячам рублей, хотя нарушение, по большому счету, не несет никакой общественной опасности. Адвокат предлагал установить минимальный штраф в размере пятикратного размера платы за час нахождения на парковке (150 рублей), а максимальную планку ограничить 500 рублями. К тем водителям, которые впервые совершили данное правонарушение или просто немного опоздали с оплатой парковочного места, применять предупреждение.
Теперь мы понимаем, что Лукин вольно или невольно мог в корне подорвать всю и без того печальную экономику муниципальной парковочной программы. Ведь если вчетверо сократить размер штрафа, а значит и всю эту статью доходов, то станет очевидным: платные парковки в Ижевске вообще бесполезны. Денег из бюджета они съедают тьму, а поступлений едва хватает на содержание самих парковок, не говоря уже о ремонте дорог.
Так иногда бывает, если сначала что-нибудь сделать, а только потом подумать о последствиях.