Posted 6 декабря, 06:12
Published 6 декабря, 06:12
Modified 6 декабря, 08:38
Updated 6 декабря, 08:38
Региональный минфин и подавляющее большинство депутатов Госсовета обещают Удмуртии социальный республиканский бюджет в следующем году. Речь идет о том, что большая часть расходов пойдет на улучшение жизни граждан. Udm-Info с помощью юриста Ии Борониной разбиралось, так ли это на самом деле.
Первоначальный проект бюджета Удмуртии на 2025 год предусматривал расходы в сумме 123,3 млрд рублей. Это на 2,27 млрд больше доходов, что означает дефицит республиканской казны. Однако в процессе работы над документом депутаты республиканского парламента внесли в него почти 250 поправок. В итоге, с учетом всех изменений, поступления в бюджет составят 145,5 млрд рублей, а затраты — 147,8 млрд рублей. Дефицит останется примерно на прежнем уровне.
Согласно данным, которые привела в своем бюджетном докладе министр финансов Удмуртии Вера Сухих, основная доля в расходной части бюджета занимают социальные нужды. Например, на оплату труда запланировано 53,8 млрд рублей, на выполнение социальных обязательств — 15,3 млрд рублей, на лекарства и медицинские изделия — 2,9 млрд рублей, на ремонт дорог и другие нужды в дорожной сфере — 10,9 млрд рублей, на переселение граждан из аварийного жилья — 1,3 млрд рублей, на передачу средств фонду обязательного медицинского страхования — 9,7 млрд рублей.
«Главная задача бюджетной политики на ближайшие три года — воспользоваться текущей экономической ситуацией, возможностями, предоставляемыми федеральным центром, и закрепить устойчивый рост доходов бюджета. При этом на его основе необходимо не только обеспечить социальную стабильность в регионе, но и заложить основу для укрепления материальной базы республики, создать предпосылки для экономического роста», — подчеркнула министр финансов Удмуртии.
По ее словам, ключевой особенностью проекта бюджета 2025 года станет участие региона в программе по списанию 2/3 государственного долга, объявленной Президентом России Владимиром Путиным. Благодаря этому доля расходов на национальную экономику возрастет относительно прошлых лет на 5 млрд и составит 16% от общей массы расходов.
Напомним, что, по условиям программы, 50% высвобождаемых средств выделяются на мероприятия по развитию и реконструкции ЖКХ, в том числе на замену лифтового оборудования и переселение граждан из аварийного фонда, 50% — на реализацию новых инвестиционных проектов. Объем таких средств за 2025–2029 годы составит порядка 40 млрд рублей, в том числе 8,4 млрд — на 2025 год.
Проект закона о бюджете Удмуртии окончательно рассмотрят на 19-й сессии Госсовета республики 10 декабря.
На этом фоне некоторые специалисты сомневаются в том, что все параметры бюджета на 2025 год и планируемый период до 2027 года будут исполнены. Например, юрист и независимый эксперт по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов Ия Боронина утверждает, что официальный план доходов и расходов чрезмерно оптимистичен и не отражает реальную и прогнозируемую экономическую ситуацию.
«Согласно пояснительной записке к закону о бюджете, его основные параметры определены, исходя из сложившейся экономической ситуации и положительной динамики основных отраслей экономики. Между тем, базовая ставка Банка России уже сейчас составляет 21%, что выше критической отметки в 20%, которая была зафиксирована в 2022 году. Реальная ставка банков по ипотечным кредитам на сегодня от 28,5%, что отражает истинный уровень инфляции. Более того, председателем Банка России анонсирован новый рост ключевой ставки в конце текущего года и начале следующего», — говорит Ия Боронина.
Она ссылается на прогноз социально-экономического развития страны, который предполагает снижение экспортной цены на российскую нефть. В этой связи сохраняются риски недополучения доходов бюджета. Базовый сценарий прогноза Банка России существенно более пессимистичен.
При этом в нынешнем году средний размер требуемого микрозайма в Удмуртии увеличился на 55% в сравнении с первым полугодием прошлого года — до 30 800 рублей. А средний размер одобренного микрозайма вырос на 17% — до 22 100 рублей. Неужели люди начали брать больше денег «до зарплаты», потому что у них все хорошо?
На этом фоне в Удмуртии за первое полугодие 2024 года количество процедур внесудебного банкротства выросло почти на 480%. Кроме того, Удмуртия стала второй в ПФО по количеству возбужденных процедур внесудебного банкротства граждан — 626 дел. Финансисты уверены, что рост по этим показателям может быть связан с тем, что процедура стала понятнее для граждан. Но по гамбургскому счету это свидетельствует лишь об ухудшении финансового состояния заемщиков, которые не могут выплачивать свои кредиты. В противном случае они вряд ли бы стали изучать законы о несостоятельности.
«Высокая закредитованность в условиях кризиса может привести к резкому сокращению расходов на потребление. Это, в свою очередь, приведет к снижению совокупного спроса и замедлению экономической активности», — полагает Ия Боронина.
По сравнению с нынешним годом расходы бюджета Удмуртии, как предполагается, будут только расти. Причем, не только в номинальном выражении, но и в реальном — с поправкой на уровень инфляции и роста цен. Но вот статьи этих растущих расходов ни депутаты, ни минфин стараются особо не афишировать. Даже в 93-страничной книге «Бюджет для граждан», призванной, казалось бы, максимально доступно объяснить далеким от финансовых тонкостей людям основы бюджетной политики в республике, найти эти сведения очень непросто. Там все больше про госпрограммы и про развитие всего и вся.
Но если хорошо разобраться в расходных статьях, то можно найти много интересного. Например, проектом бюджета запланирована рекордная сумма по разделу расходов «Администрация главы и правительства», которая составляет в 2025 году 5,2 млрд рублей, в 2026 году — 1,07 млрд рублей, и еще примерно столько же — в 2027 году. Это в 10 раз выше, чем до сих пор. Когда расходы власти составляли порядка 563 млн рублей на каждый год.
Справедливости ради отметим, что больше половины запланированных затрат пойдут на пополнение резервных фондов, куда в 2025 году будет направлено 4,1 млрд рублей. Но даже за вычетом этих средств расходы по разделу составляют в 2025 году почти 1,1 млрд рублей, что выше запланированных ранее — в 2 раза.
На функционирование высшего должностного лица Удмуртии предусмотрено в 2025 году порядка 9,7 млн рублей, в 2026 и 2027 годах — по 10,3 млн рублей. Это на 3 и на 4 млн рублей выше, чем было запланировано в прошлом году. Таким образом выходит, что на одного человека регион потратит примерно в десять раз больше, чем заявленная Удмуртстатом средняя зарплата по республике, вызывающая у многих грустную усмешку. Многим даже не снился заработок в 62 тысячи рублей, фигурирующий в отчетах статистики.
«Расходы бюджета по данной статье считаем необоснованно высокими и требующими сокращения. В этой связи полагаем необходимым внесение законодательной инициативы о корреляции зарплаты главы субъекта со средней зарплатой населения по республике», — заявляет в своем экспертном докладе по проекту бюджета Ия Боронина.
Но и это еще не все. Юрист отмечает, что другие высокопоставленные чиновники в нашем не слишком процветающем регионе тоже катаются как сыр в масле. На аппарат уполномоченного по правам человека годовые расходы предусмотрены в сумме порядка 16,6 млн рублей на 2025 год, и по 17,5 млн рублей на 2026–2027 годы. Это почти вдвое выше запланированных в прошлом году, когда на эти цели в бюджет закладывалось по 9,9 млн рублей. Расходы на избирком в 2025 году запланированы в сумме 199 млн рублей. Это почти вчетверо выше прошлогодних 45 млн рублей. На аппарат Госсовета планируется потратить 314 млн рублей, что почти вдвое больше, чем годом ранее.
Этим господам внесудебное банкротство точно не грозит. Да и про займы до зарплаты они, скорее всего, никогда не слышали.
Зато когда речь заходит о действительно важных расходах по социально значимым статьям, на которые так любят ссылаться чиновники и депутаты, выясняется, что многие из них критически недофинансированы. Причем остаются таковыми уже не первый год. В первую очередь речь идет об обеспечении безопасности школ.
«На мероприятия по безопасности образовательных организаций запланировано порядка 2 млрд рублей на каждый из трех ближайших лет. Но практически все эти деньги потратят на оплату услуг частной охраны. Между тем, потребность на оснащение школ инженерно-техническими средствами и системами безопасности составляет еще порядка 830 млн рублей. В прошлом году для увеличения финансирования данной статьи нами была подготовлена и направлена поправка, одобренная в итоге на сумму порядка 200 млн. В этом году также подготовлена поправка для увеличения на недостающие 830 млн», — рассказывает Ия Боронина.
По ее словам, в этом году, как и в прошлом, в бюджете Удмуртии вообще не было предусмотрено расходов для обеспечения безопасности спорткомплекса «Чекерил» с целью устранения нарушений антитеррористического законодательства. Их выявила прокуратура, и осенью текущего года дело дошло до того, что прокурор района направил иск о понуждении «Чекерила» к устранению нарушений.
В итоге месяц назад было объявлено о проведении аукциона по охране горнолыжного комплекса «Чекерил». Информация об этом была размещена на портале «Ростендер». Согласно конкурсной документации, максимальная цена контракта составит 5 млн 37 тысяч рублей. Договор будет действовать в течение года. Но и здесь речь идет всего лишь о создании трех постов охраны на территории спорткомплекса. В каждом из них должен находиться один секьюрити, имеющий при себе спецсредства.
Однако, как утверждает Ия Боронина, ссылаясь на данные минфина Удмуртии, бюджетная заявка на эти средства региональным минспортом не направлялась. При этом собственных средств на эти цели ни у СК «Чекерил», ни у минспорта, согласно их ответам, нет.
«В прошлом году нами подавалась поправка на эти средства, но одобрена не была. В этой связи считаем необходимым добавить финансирование на вышеупомянутую целевую статью в размере 14,4 млн рублей, о чем также подготовлена поправка в закон о бюджете», — рассказала эксперт.
Она добавила, что проектом бюджета также не предусмотрены расходы на оснащение детской спортшколы олимпийского резерва по горнолыжному спорту «Чекерил» инвентарем и экипировкой для юных спортсменов.
«Согласно данным минфина Удмуртии, целевые средства из бюджета на приобретение инвентаря ранее не предоставлялись. Поправка, поданная мною на эти цели в прошлом году, одобрена не была. Вместе с тем, на встрече с родителями спортсменов ни министр спорта республики, ни директор спорткомплекса не смогли ответить, на какие конкретно цели расходуются средства, получаемые от коммерческой деятельности „Чекерила“. Нет ответа и на вопрос о том, как расходуются средства, предоставляемые из бюджета на выполнение государственного задания — это около 5 млн рублей ежегодно. Общественности неизвестно, какие доходы извлекаются от сдачи в аренду гостиничных домов и как эти деньги распределяются. Хотя, по данным отчета, ежегодный доход спорткомплекса составляет более 70 млн рублей», — утверждает Ия Боронина.
При этом, по ее словам, ни на антитеррористическую защищенность, ни на спортинвентарь денег руководство спорткомплекса найти не может.
Впрочем, безопасность школ и проблемы единственной на всю Удмуртию горнолыжной базы — это лишь фрагменты финансовых прорех республиканской казны. Например, в 2025 году снова не хватит денег, чтобы обеспечить жильем всех нуждающихся в этом детей-сирот. На текущий момент своей очереди на получение квартир ждут около 2900 человек из этой категории льготников. Финансирование необходимо с учетом, в том числе, размера выплаты по жилищному сертификату, определенного в сумме 3 132 690 рублей.
В нынешнем варианте закона о бюджете не предусмотрены средства для строительства муниципальных приютов для безнадзорных животных. В это время глава региона только обещает защитить волонтерский приют «Кот и пес» и пожаловаться олигарху Сергею Чемезову на тех, кто пытается выгнать животных с арендованного участка.
В текущем году был принят региональный Закон «О порядке осуществления деятельности по обращению с животными», который предусматривает наличие приютов. Однако в регионе нет ни одного муниципального приюта. Проектно-сметная документация для таких приютов в Ижевске и Воткинске давно разработана, но построить их не на что. В бюджете не нашлось средств для строительства детского сада и школы в ижевском микрорайоне Культбаза, где постоянно возводятся все новые «человейники», но водить детей новоселам некуда.
Даже по такому важному в наши дни разделу, как «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», на 2025 год предусмотрены расходы на сумму всего 1,7 млрд рублей, что в несколько раз меньше, чем по целевой статье «Администрация главы и правительства Удмуртии». О каких дополнительных убежищах для гражданского населения на случай чрезвычайных происшествий можно говорить в такой ситуации?!
Читайте памятки и не сейте панику!