Posted 17 декабря 2024, 11:55

Published 17 декабря 2024, 11:55

Modified 17 декабря 2024, 11:57

Updated 17 декабря 2024, 11:57

Купить новый автомобиль может позволить только каждая восьмая семья в Удмуртии

В Удмуртии только одна семья из восьми может себе позволить новую бюджетную машину

17 декабря 2024, 11:55
Фото: 1MI.

Купить новый автомобиль может позволить только каждая восьмая семья в Удмуртии

Всего 12,3% семей в Удмуртии могут себе позволить купить в кредит и содержать автомобиль стоимостью 1,2 млн рублей. А автомобиль среднего уровня доступен только каждой тридцать пятой семье. Об этом говорит рейтинг регионов, подготовленный РИА «Новости».

Новая Lada Vesta с кузовом седан в начальной комплектации стоит в Ижевске от 1 млн 236 тысяч рублей. Такую машину в кредит могут себе позволить 12,3% семей в Удмуртии. На «чиновничью» Lada Aura, за которую просят от 2,6 млн рублей, а также на электро-Largus за 3 млн рублей, денег хватит только у 2,8% семей.

Это намного меньше, чем в среднем по России, где недорогую машину за 1,2 млн рублей могут позволить себе 17,6% семей, а среднюю по стоимости — за 2,9 млн — 5,8%.

Лидеры

Чтобы определить, насколько легко в разных регионах купить новый автомобиль, специалисты Центра экономических исследований «РИА Рейтинг» по заказу РИА «Новости» провели исследование и подготовили рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и оплачивать расходы, связанные с ее использованием.

Список регионов с наиболее высокой долей семей, которые могут позволить себе покупку автомобиля, возглавил Ямало-Ненецкий автономный округ — 54,7%. На втором и третьем местах расположились Магаданская область и Чукотский автономный округ с результатами 44,5% и 43,2% соответственно. В этих регионах также отмечаются высокие зарплаты по сравнению с другими субъектами России. В первую пятерку лидеров также вошли Ханты-Мансийский автономный округ (39,4%) и Ненецкий автономный округ (37,4%). Таким образом, в лидирующей пятерке представлены исключительно северные регионы.

Москва и Санкт-Петербург заняли шестое и десятое места в рейтинге соответственно. В Москве уровень доступности покупки автомобиля в 2024 году составил 37,1%, а в Санкт-Петербурге — 28,9%. Тот факт, что два столичных города России вошли в число лидеров по доступности, не вызывает удивления, учитывая относительно высокие зарплаты в этих регионах.

В некоторых регионах России для значительной части семей являются доступными покупка и содержание автомобиля средней ценовой категории стоимостью 2,9 млн рублей. В Ямало-Ненецком автономном округе (26,3% семей), Магаданской области (18,5%) и Чукотском автономном округе (18,5%) доля семей, которые могут позволить себе покупку такого автомобиля, особенно высока. В целом в 11 регионах России более 10% семей могут приобрести и содержать автомобиль стоимостью 2,9 млн рублей.

Аутсайдеры

Однако в большинстве регионов России приобретение нового автомобиля даже по доступной цене (1,2 млн рублей) без значительных сбережений представляет собой сложную задачу для многих семей. В 21 регионе менее 10% семей могут позволить себе приобрести и содержать новый автомобиль без особых трудностей.

Лидерами по недоступности покупки и содержания автомобиля являются республики Северного Кавказа. В Ингушетии лишь 2,1% семей могут позволить себе приобрести и содержать новый автомобиль стоимостью 1,2 млн рублей, в Чечне — 2,4%, в Дагестане — 3,7%, в Кабардино-Балкарии — 3,8%, в Калмыкии — 4,2%. В этих регионах менее 1% семей могут позволить себе приобрести и содержать автомобиль средней ценовой категории.

Таким образом, исследование показало значительные различия между регионами. В лидирующем регионе доля семей, способных приобрести новый автомобиль, в 2,6 раза больше, чем в замыкающем рейтинг. В среднем же по доле семей, имеющих возможность купить автомобиль, лидеры опережают аутсайдеров в 13,5 раза.

Только в одном регионе более половины семей могут без особых проблем взять кредит и содержать новый недорогой автомобиль. Еще в двух регионах эта доля составляет от 40% до 45%.

Таким образом, в трех регионах доступность покупки автомобиля находится на достаточно высоком уровне. Еще в шести регионах этот показатель составляет от 30% до 40%.

Как считался рейтинг

В качестве показателя доступности в рейтинге использовалась доля семей, которые могли позволить себе ежемесячные выплаты по кредиту за новый автомобиль, а также расходы на содержание машины и повседневные нужды. Эта доля рассчитывалась на основе распределения работающих по уровню заработной платы в каждом регионе.

Размер кредита определялся с учетом первоначального взноса в размере 20% от стоимости автомобиля и срока кредита в 3 года. Помимо кредита, учитывались и другие расходы, связанные с использованием автомобиля: КАСКО, ОСАГО, стоимость топлива, текущее обслуживание, ТО, покупка и сезонная замена шин, налоги, платные парковки и другие. Расчеты проводились на основе данных за 2024 и 2023 годы.

Семейные доходы от трудовой деятельности учитывались с вычетом НДФЛ и корректировались в соответствии с региональным прожиточным минимумом на каждого члена семьи. Согласно модели, предполагалось, что 50% оставшихся после вычета прожиточных минимумов средств идет на содержание автомобиля и выплаты по кредиту, а вторая половина семейного бюджета — на другие расходы.

Анализ проводился независимо для девяти типов состава семьи. Итоговая доля определялась как среднее значение из этих девяти типов. Рассматривались семьи, в которых хотя бы один человек имел работу. Для каждого региона отдельно учитывались зарплаты, стоимость страхования, стоимость топлива, расходы на содержание автомобиля и другие параметры.

Для регионов Крайнего Севера, Москвы и Санкт-Петербурга расход топлива автомобилей считался равным городским условиям, для других регионов — смешанному циклу.

Ранее мы сообщали, что число автомобилей в Удмуртии, с которых взимают повышенную ставку транспортного налога, выросло на две трети.

Подпишитесь