Posted 5 января, 06:20
Published 5 января, 06:20
Modified 5 января, 06:20
Updated 5 января, 06:20
Вспоминаем самые значимые события года, повлиявшие на жизнь горожан, мягко скажем, не лучшим образом.
Первой ласточкой грядущих преобразований стал большой ремонт центральной части улицы Ленина. От Карла Маркса до Коммунаров меняли все, до чего смогли дотянуться: дорожное покрытие, трамвайные рельсы, тротуары, коммуникации, опоры электросети. И даже деревья.
Делали с чувством, толком, расстановкой, то есть не спеша. В итоге пешеходное движение большую часть лета было заблокировано — обходить участки, засыпанные щебенкой и песком, приходилось либо по дворам, либо по проезжей части. Автомобильное движение, по большей части, было заблокировано по ночам, когда меняли трамвайные пути.
Один плюс — дождей было мало, поэтому грязь месить почти не пришлось. С другой стороны, отсутствие дождей стало миной замедленного действия. Первый же осенний ливень превратил улицу в «венецианский канал».
Ливневка катастрофически не справлялась с водоотводом. Движение встало. Власти оправдывались тем, что верхний слой асфальта еще не уложен, поэтому створы ливневых колодцев оказались выше уровня дороги, прочистку самой ливневки из-за ремонта отложили, ну и строители тоже молодцы — не убрали за собой мусор, и он забил сливные решетки.
Проблема заключается в том, что Ижевск проектировали и активно застраивали тогда, когда никто и не предполагал, что в нашей климатической зоне будут идти тропические ливни, однако специалисты института «Удмуртгипроводхоз» предупреждали об этом еще лет 10 назад. Заложенные тогда решения в принципе не способны справиться с таким объемом осадков за единицу времени. В проекте реконструкции, судя по ситуации, это так и не было учтено.
Более того, на некоторых отремонтированных участках ради платных парковок закатали в асфальт последние газоны, попутно срубив несколько десятков тополей. Да, старых и угробленных бестолковой обрезкой, но живых. После возмущения жителей в качестве компенсации высадили 33 ясеня, но совсем в другом месте. А там, где росли тополя, пообещали выставить другие деревья — в кадках. Но места для них на прижатых к парковкам тротуарах, как показал фоторепортаж корреспондента Udm-info, практически не осталось. Да и не переживут они нашу зиму в таком формате — деревья в кадках в холодное время года надо перемещать в укрытие, которого нет.
Ситуация усугубляется тем, что центр Ижевска продолжают застраивать, закатывать в асфальт и закладывать плиткой без всяких консультаций с гидрологами. Открытой почвы осталось мало, подходящей по пропускной способности ливневки никогда не было. У дождевой и талой воды теперь единственный путь — уходить потоком по дорогам, попутно разрушая новые тротуары из модной крупноформатной плитки. Кстати, на Ленина так и не сделали отводные лотки от водосточных труб с крыш «сталинок», хотя обещали.
Ремонтируемые участки улицы Ленина обещали сдать в сентябре, по факту отчитались в конце ноября. Финальной точкой стало полимерное ограждение, подпертое деревянными брусками, которое вызвало откровенное недоумение у жителей города сталеваров и оружейников, привыкших к основательным чугунным конструкциям в центре города. Но власти остались довольны.
«Улица Ленина — это пробный шар. Мы вкладываем огромные деньги. Ленина обошлась в полмиллиарда рублей», — заявил не без гордости глава города Дмитрий Чистяков.
В 2025 году реновацию центрального квадрата города обещали продолжить работами на улице Удмуртской. Власти сразу предупредили, что за год не справятся, поэтому улице «придется пострадать». В первый сезон большого ремонта в реконструкцию коммуникаций на главной транспортной артерии Ижевска вложат как минимум в полтора раза больше, чем в улицу Ленина.
24 декабря власти республики отчитались о завершении реконструкции ливневой канализации на улице Кирова. Работы затянулись на все лето и привели сначала к частичной, а затем и к полной блокировке движения по северной стороне улицы.
Реконструкцию начали в 2023 году по программе «Стимул» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». На участке между улицами Сивкова и Горького спроектировали новую ветку параллельно существующей, задача которой — собирать стоки с улицы Карла Маркса и частично с улицы Кирова, разгружая действующую сеть. Остальная часть ливневки — от улицы Горького — попала под полную реконструкцию с увеличением диаметра с 1100 до 1300-1400 мм, что должно снизить вероятность подтопления улицы Кирова талой и дождевой водой, стекающей с прилегающих улиц центрального квадрата.
Чтобы не перекрывать движение по всей проезжей части, было решено строить 900 метров ливневки на Кирова поэтапно или, как говорят специалисты, «захватками». Летом сняли покрытие с одной полосы и начали углубляться. Но что-то пошло не так. Работы практически не продвигались, а в начале сентября выяснилось, что движение все-таки придется перекрывать полностью.
«Мы строим новый коллектор. Старый был построен еще в 70-х, морально устарел, и это видно по ситуации. Мера эта планируемая, мера уже вынужденная. Это нужно, чтобы город развивался. Нужно, чтобы впоследствии улицу Кирова также подвергнуть большому ремонту по проекту „от фасада до фасада“, у нас планируется эта работа. А сегодня мы должны довести до ума строительство коллектора», — заявил тогда глава Ижевска Дмитрий Чистяков.
В администрации города объяснили это тем, что первоначально предполагалось протягивать трубу методом выдавливания. Но когда начались работы, появились неожиданные сложности в виде труднопроходимых грунтов с линзами из песчаника и аргиллита (это неразмокающая в воде глинистая осадочная горная порода). В профиле грунта после проведения геологических изысканий по каким-то причинам это не было отражено. Поэтому работы пришлось останавливать и ждать более мощного бурильного оборудования. А когда поняли, что не укладываются со сроками, решили укладывать трубу старым добрым открытым способом. И даже нашли для этого дополнительных субподрядчиков.
Как только начали разрабатывать траншею, центр города встал в гигантской пробке. Утром люди опаздывали на работу, вечером не могли попасть домой.
Ситуацию пришлось брать под контроль главе республики, который пообещал, что ко 2 октября труба будет уложена.
«Здесь есть ошибки и недоработки подрядчика и по технологии, и по количеству механизмов, техники и людей. Такая совокупность ошибок, которая ввела этот сложный проект уже в осень. Прогнозная дата ввода объекта — 2 октября», — заявил Александр Бречалов.
После этого улицу и прилегающие съезды перекрывали еще несколько раз, чтобы завершить работы по устройству колодцев и укладке покрытия, но уже на менее длительные сроки.
То есть изначально вроде бы хотели сделать, как лучше — использовать более сложный способ прокладки, ради того чтобы не перекрывать движение, но получилось, как всегда… В итоге в лужу сели все — и проектировщики, и строители, и городские власти, а испытывать неудобства от растянутых на долгие месяцы работ пришлось горожанам.
Наконец, в конце декабря было заявлено, что объект завершен. Но есть нюанс — весной рабочим придется сюда вернуться, чтобы завершить благоустройство, невозможное под снегом.
Самое печальное, что пережитые мытарства с ливневкой в Ижевске далеко не последние. Еще 2,5 года назад прежний глава города Олег Бекмеметьев заявлял, что ливневая канализация в Ижевске не рассчитана на выпадение аномального количества осадков, поэтому требует капитального ремонта, на который необходимо 11 млрд рублей. Объект на Кирова по сравнению с этим обошелся в копейки — всего 300 млн.
Ижевск десятилетиями гордился выстроенной системой городского общественного автотранспорта. В часы пик автобусы ходили хоть и переполненными, но регулярно, и даже обновлялся автопарк — сначала в час по чайной ложке, а потом в автопарк ИПОПАТа вложили немалые бюджетные деньги и передали предприятие инвесторам практически за ту же сумму. Так государственный актив перешел под частный контроль.
Надо признать, что сначала все сулило неплохие перспективы. ИПОПАТ работал в связке с «Удмуртавтотрансом», который планировал войти как минимум в топ-10 пассажирских перевозчиков в России. При поддержке регионального минпромторга пролоббировали проект перевода ижевских автобусов на газомоторное топливо за счет федеральной субсидии. Были заказаны новые российские и китайские машины разной вместимости для Ижевска и других городов республики. Появилась и договоренность с монополистом о строительстве сети метановых заправок, главным условием со стороны инвестора было увеличение парка газовых автобусов и коммунальной техники. Глава минпромторга Удмуртии Олег Радионов после этого пошел на повышение в Москву.
Но тут грянул 2014 год. Заказанные и уже оплаченные автобусы в Удмуртию пришли. Но новых газовых заправок так и не появилось. Строить их самостоятельно оказалось слишком накладно: метан не дизель, в канистру не зальешь, и требования к обслуживанию оборудования и подготовке техперсонала — совершенно другие. Поэтому собственники достаточно быстро охладели к проекту в Ижевске и отправили газовые автобусы из свежих партий в Ростов-на-Дону, где «дочка» ижевского автотранспортного предприятия «ИПОПАТ-Юг» выиграла конкурс на обслуживание городских маршрутов. Сейчас она, кстати, там уже не работает, поэтому «подуставшие» газовые автобусы снова появились на улицах Ижевска.
В 2021 году у ИПОПАТа сменился собственник. Новым стал федеральный холдинг «Ресурс Групп», который сделал «подарок» городу — несколько десятков полунизкопольных автобусов МАЗ, которые к тому времени уже сняли с производства, как устаревшие. Эти были чуть ли не из последней партии, и до того, как приехать в Ижевск, полгода простояли без движения в Перми, поскольку не соответствовали заключенному с муниципалитетом контракту.
И сначала все было в порядке — белые автобусы стали желтыми и вышли на маршруты в Ижевске. А потом что-то пошло не так. В соцсетях посыпались массовые жалобы от пассажиров. В часы пик люди десятками минут стояли на остановках, а потом не могли забраться в забитые салоны. Больше всего претензий было к автобусам 40-го маршрута, потом добавились 19-й, 22-й и так далее. Отлаженный график движения был сбит.
Сначала на предприятии говорили, что не могут набрать кондукторов. Завоз вахтовиков из других регионов, а затем перевод части автобусов на бескондукторную систему вопрос не решил. Тогда озвучили новую версию: не хватает водителей и технического персонала. Пока ИПОПАТ оправдывался тем, что новых водителей ищут и даже повышают им зарплату, а после того, как закроют летние дачные маршруты, все станет лучше, группа инициативных граждан направила генпрокурору РФ Игорю Краснову и председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину обращение с просьбой о национализации АО «ИПОПАТ». Упор делался на то, что работники оборонных предприятий не могут вовремя добраться до заводов, потому что автобусы ходят с большими интервалами и потому переполнены. Городским властям пришлось подключаться к вопросу всерьез.
«Автобусы у нас есть, нам не хватает водителей. Мы в постоянном диалоге: ежедневно созваниваемся с руководством ИПОПАТ, раз в месяц приезжают представители собственника. Все, что можно было сделать на сегодняшний день, сделано. Но пока мы не решим задачу с человеческим фактором, ситуация не будет идеальной», — заявил глава города Дмитрий Чистяков.
Водители автобусов всегда считались «высшей кастой». Они отвечают за жизнь и здоровье сотен пассажиров, и в прежние времена без стажа работы на эти вакансии никого не брали. Автобус — это не самосвал с десятком тонн снега, за руль которого можно посадить неопытного новичка. Поэтому так быстро их не подготовишь.
Тем не менее, ситуация вроде бы сдвигается с мертвой точки. К концу декабря добавили автобусов на 19, 25, 27, 29 и 40 маршрутах. Изменили график движения 21 маршрута. Теперь пассажиры просят сделать то же самое на маршрутах №8, 12, 19, 22 и 320. Потому что зима, люди замерзают на остановках.
«По мере решения кадрового вопроса будут вноситься корректировки в расписание других автобусных маршрутов с учетом их востребованности. АО „ИПОПАТ“ постепенно увеличивает штат сотрудников, но нехватка водительского состава все еще актуальна, как и для всей транспортной отрасли», — поясняет перевозчик.
Мэр города в предновогоднем эфире выразил уверенность, что уж в следующем-то году проблема работы пассажирского транспорта точно будет решена. Но ижевчане такой жизнерадостной уверенности не испытывают, каждый день проверяя на прочность свои нервы и здоровье в дороге на работу и с работы.
Как будут выполняться обещания властей в наступившем 2025 году, мы скоро увидим.