По данным статистического ведомства, с января по ноябрь 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года индекс промышленного производства составил 108,6%. Рост в основном обеспечила так называемая «группа обрабатывающих производств», где показатели выросли на 18,5%.
Наиболее значительный вклад внесен за счет увеличения в полтора раза выпуска компьютеров, электронных и оптических изделий, а также готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования. В процентном соотношении еще более существенный рост показали лекарства и автомобили, но здесь речь, скорее всего, идет не об успехах местных заводов, а об эффекте низкой базы.
«Наиболее значительно увеличилось производство лекарственных средств и медицинских материалов, а также автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов — в 2,2 раза, прочих транспортных средств и оборудования — в 1,9 раза, компьютеров, электронных и оптических изделий, готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования — в 1,5 раза», — отметили в Удмуртстате.
Конкретная статистика производства в военной сфере составляет государственную тайну, и никогда не публиковалась. Однако не секрет, что в категорию «производство готовых металлических изделий», вероятно, входят оружие и боеприпасы. «Прочими транспортными средствами» можно назвать и самоходные зенитные установки, а под категорию «электронные и оптические изделия» вполне подходят узлы самолетов и ракет, оптические прицелы и другие подобные устройства.
В то время как разного рода металлические изделия и оптика уверенно выпускаются удмуртскими предприятиями в три смены, производство продовольствия в республике падает.
«Производство пищевых продуктов уменьшилось на 1,3%. В 1,4 раза снизился выпуск макаронных изделий, в 1,2 раза — производство безалкогольных напитков, на 7,9%– колбасных изделий, на 5,3% — масла сливочного, на 1,5% — сыра. При этом, больше произведено пива — в 1,2 раза», — констатирует статистическое ведомство.
Осенью прошлого года, на фоне слухов о сокращении производства масла, в корпорации «МИЛКОМ» заявили, что производство этого продукта на предприятиях компании не прекращалось, и ситуация с дефицитом масла была создана искусственно. Представители компании отметили, что в октябре было небольшое уменьшение объемов производства сливочного масла из-за изменения брендов «Ижмолоко» и «Варвара краса». Однако сам процесс производства сливочного масла не был приостановлен.
В пресс-службе компании подчеркнули, что объемы производства сливочного масла в индустрии сохранились на том же уровне, что и в прошлом году, а импорт масла и сливок в Россию в 2024 году превысил прошлогодний уровень на 16%.
«Также следует отметить, что ситуация, сложившаяся вокруг сливочного масла, носит, скорее, искусственный характер: объемы производства данного вида продукции в отрасли, в целом, остаются на уровне прошлого (2023 — ред.) года, а производство сливок, которые являются товаром-заменителем масла, выросло на 18%», — подчеркнули в «МИЛКОМ».
Однако данные официальной статистики говорят сами за себя.
Продовольствие — не единственная ключевая отрасль в Удмуртии, которая демонстрирует спад по итогам 11 месяцев 2024 года. Допущен спад в полиграфической деятельности и копировании носителей информации в 1,6 раза, производстве химических веществ и продуктов — на 16,2%, кожи и изделий из кожи — на 9,0%.
Но наиболее угрожающий характер носит сокращение производственных показателей в добывающем секторе, который до 2022 года был одним из локомотивов удмуртской экономики. Теперь и здесь констатируют снижение на 2,4%.
Импульс военно-промышленного комплекса, который он дал экономике, исчерпает себя уже в 2025 году. Об этом в интервью изданию «БИЗНЕС Online» рассказал аналитик «Золотого монетного дома» Дмитрий Голубовский. По мнению эксперта, IT-отрасль в России может стать лидером, если страна вернет мозги, которые уехали, — этим нужно специально заниматься.
При этом Удмуртия традиционно считается одним из регионов, где информационные технологии развиваются особенно быстро. Здесь качественно готовят кадры и сосредоточено несколько компаний, которые занимают лидирующие позиции на российском рынке. Голубовский подчеркивает, что в долгосрочной перспективе главный фактор роста экономики и ВВП — это люди, а не стройка, инфраструктура и танки.
«Я считаю, что импульс военно-промышленного комплекса, который он дал промышленности, исчерпает себя уже в 2025 году. Потому что у нас и так уже в четыре смены работают оборонные заводы. Поэтому тот импульс к росту ВВП, который в статистике отражается — по росту зарплат, потребления базовых материалов и так далее, — уже начнет спадать, и в следующем году у нас оборонка уже не сможет вносить дополнительный вклад в темпы роста. Она уже раскочегарена», — указал эксперт.
Добавим, что в целом по России индекс промышленного производства в январе–ноябре 2024 года по сравнению с этим же периодом 2023 года составил 104,3%. Среди регионов ПФО Удмуртия в рейтинге по этому показателю занимает 5 место. Лидирует Ульяновская область — 114,5%.
Отметим, в ноябре 2024 года по сравнению с ноябрем 2023 года промышленное производство в республике показало рост на 27,1%. Объем обрабатывающих производств вырос в 1,5 раза, добычи полезных ископаемых — снизился на 2,8%.