Posted 5 февраля, 12:26

Published 5 февраля, 12:26

Modified 5 февраля, 12:28

Updated 5 февраля, 12:28

Живем прошлым: Ижевску предлагали создать «школу из будущего», но город отказался

Живем прошлым: Ижевску предлагали создать «школу из будущего», но город отказался

5 февраля 2025, 12:26
Фото: 1MI.
В Ижевске еще в конце 2010-х предлагали создать школу, которая могла бы стать прорывным проектом в сфере образования и показать пример всей России. Но ни город, ни республика, ни власти оказались к этому не готовы. Поэтому сегодня Удмуртия довольствуется малым и с трудом достраивает обычные школы.

Новые двенадцать

Проект создания 12 передовых школ для одаренных детей, о котором Президент России Владимир Путин говорил в своем послании Федеральному собранию в феврале 2024 года, обретает реальные контуры. Спустя почти год председатель Правительства Михаил Мишустин утвердил состав координационного совета, сопредседателями которого назначили замруководителя администрации президента Максима Орешкина и вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

Задача совета — организовать взаимодействие между профильными министерствами, губернаторами регионов и научными экспертами, чтобы к 2030 году проект стоимостью 38 мдрд рублей был реализован.

Предполагается, что в лидерских школах будут использоваться передовые технологии и методы обучения. Учеников будут отбирать индивидуально, а педагогов и управленцев — на конкурсной основе. Кроме того, учителя пройдут повышение квалификации.

Пилотные школы начали проектировать в прошлом году в Новгородской, Псковской и Рязанской областях. Вместимость каждой — 800 мест с пансионом на 300–600 мест. В Белгородской и Нижегородской областях тоже начали создавать такие лицеи.

В Донецкой народной республике под школу хотят переформатировать лицей информационных технологий в Енакиево. Крым рассматривается как один из источников опыта организации детского образования. А вот передовая школа в Карачаево-Черкессии будет создана с нуля. Помимо вышеуказанных регионов, проект будет реализован в Краснодарском и Хабаровском краях, Омской и Челябинской областях.

По какому принципу был организован отбор? С новыми регионами все понятно. А большинство остальных отличились в образовательной сфере.

«Некоторые регионы, представленные в корсовете своими губернаторами, известны опытом развития „лицеев“, как государственных образовательных учреждений, или поддержки, как частных проектов», — пояснили в телеграм-канале Meyster.

Удмуртия, как мы видим, в число регионов с передовым опытом развития общего образования не вошла. Хотя шансы были, и очень хорошие. Сейчас уже мало кто помнит, что несколько лет назад в Ижевске предлагался проект сетевой старшей школы, построенной на новых, продвинутых принципах обучения. Но «любви» между инициаторами проекта и чиновниками от образования не произошло.

Вместо пяти обычных — одну старшую

Одним из застрельщиков проекта сетевой старшей школы был бывший директор Гуманитарного лицея Михаил Черемных. который также известен как один из претендентов на пост главы Ижевска в 2018 году. По его замыслу, в случае успешной реализации проект мог вывести город во флагманы российского общего образования. Чтобы его продвинуть, в Ижевске даже проводился международный семинар, на который был приглашен корреспондент Udm-info.

Суть идеи заключалась в том, что в Ижевске нужно решать проблему переполненности городских школ, но начинать процесс нужно не со строительства обычных общеобразовательных учреждений, а с создания кластера, нацеленного исключительно на подготовку старшеклассников. Для этого предполагалось построить пять специализированных зданий — по одному в каждом из районов города. Это была бы одна школа с единой системой управления, в которой обучались бы все старшеклассники города по очно-заочной системе.

Сами здания предполагалось спроектировать по принципу пространства для коворкинга — без учителя у доски и классов в привычном понимание. В таком формате все нацелено на то, чтобы ученики могли работать группами, заниматься самостоятельно, вместе смотреть онлайн-лекции. У каждого был бы свой тьютор, подбирающий индивидуальную программу обучения. Ключевой термин здесь — индивидуальность.

«Исследования, проведенные в 2015 году, показали, что треть 15-летних детей не обладают функциональной грамотностью, то есть не умеют применять знания, которые им дают на уроках. Это одна из базовых проблем школы. Знания крепкие, а как только их нужно применить, дети теряются. Здесь может помочь персонификация обучения — доказано, что при этом рост успеваемости доходит до 40%. Но педагог не может учить 35 детей одновременно в разном темпе. Поэтому персонификация обучения в рамках традиционной школы имеет свои пределы», — рассказал директор Психологического института РАО Павел Сергоманов.

В условиях, когда работа идет не в отдельных классах, а в параллели из 200-300 человек, появляется больше возможностей для индивидуального выбора. Можно предложить не 2-3 курса для одного специализированного класса — математического, юридического и т. д. — а десятки разных курсов. И каждый ученик будет выбирать то, что ему интереснее, а группы в таком массиве в любом случае наберутся.

«Стандартная модель организации учебного пространства — это когда преподаватель стоит перед классом и обращается ко всем. Но его можно преобразовать — в том же самом классе организовать несколько подгрупп, чтобы они изучали предмет и материал различными способами. Немного реорганизовав пространство, можно построить учебный процесс по-другому, чтобы не только изучать материал в группах, но и учиться друг у друга, или изучать материал независимо от других. Ученики могут работать над совместными проектами в режиме онлайн, и технологии помогут продвигаться и развиваться более интенсивно», — отметил Алистер Блайт из Университета Вестминстера, который уже почти 20 лет занимается вопросами эффективности использования образовательного пространства.

Планировалось, что каждый из пяти филиалов этой школы-комплекса будет работать в сетевом взаимодействии, то есть онлайн, со всеми организациями, которые занимаются образованием, подготовкой кадров, развитием людей на вверенных им территориях. Юноши и девушки, которые учатся в такой школе, могли бы одновременно использовать все сетевые ресурсы.

Идея, конечно, несколько опередила свое время. Тогда это выглядело очень неоднозначно для тех, кого пугала необходимость уйти в сторону от привычного и понятного классического формата. Но вот если бы предложили года на три позднее, когда все ушли на удаленку, к ней могли бы присмотреться более внимательно. Потому что, как оказалось, в таком формате есть недостатки, но нет непреодолимых препятствий, а преимущества есть — например, можно устраивать онлайн-уроки с лучшими специалистами сразу для всех школьников.

Старшеклассники — не дети

Проект старшей сетевой школы решал еще одну интересную задачу.

«Старшеклассники будут находиться в правильной среде, где все сверстники, без малышей под ногами. Возникнет серьезная взрослая атмосфера», — полагал Михаил Черемных.

В школах принято всех учеников называть детьми. Но старшеклассники — уже не дети. На одиннадцатый год обучения большинство из них — уже совершеннолетние. Их отцов и дедов в таком возрасте уже забирали в армию после получения аттестата, а матери могли спокойно выходить замуж без официального согласия родителей. А сейчас в классической школе получается коктейль из представителей разных поколений с разными конституционными правами и интересами, что уже не соответствует реалиям.

Старшеклассникам нужно пространство для входа во взрослую жизнь. И оно отличается от игровой атмосферы, которая ближе детям.

«Организация образовательного процесса для старшеклассников сильно отличается от того, как это делается для первоклассников. Коридоры, классы, парты, учитель у доски — очень хорошая система для обучения в начальной школе, но уже на подростках она проваливается», — отмечал Черемных.

Для старшеклассника все должно быть построено на других принципах: на персонализации образования, на индивидуальных программах, на вхождении во взрослую среду. Это уже не столько уроки, сколько лекции, семинары, индивидуальные консультации.

«В традиционной модели образовательной среды в центре внимания учитель, самому ученику внимания уделяется меньше. Что касается инновационной образовательной среды, здесь ученик может сам выбирать, что он хочет изучать, и учитель обращает больше внимания на индивидуальную работу ученика. Должна быть гибкость в составлении расписания, надо создавать систему, где уроков меньше, но они более продолжительны. Главное — это качество времени, а не его количество», — комментировал Алистер Блайт.
«Если строить школу, ориентируясь на возраст, то возникает много новых возможностей. Психологам известно, что когда дети могут делать выбор, переходить со ступени на ступень, обсуждать эту ситуацию в семье, их адаптационные ресурсы резко возрастают. Нам очень важно учитывать эти возрастно-психологические основания при работе над концепцией школы. Если говорить о старшеклассниках, то ведущей деятельностью для них, на мой взгляд, является жизненное планирование. В этом возрасте впервые происходит концентрация на жизненных задачах, идет координация между замыслами, целями, ресурсами и условиями, в которых оказался ребенок. И если в школе нет ситуации выбора, например, предмета, то сам сюжет с построением жизненного плана будет не обеспечен. Не тренируя ребенка осуществлением планирования, мы упускаем возможности для развития личности», — подвел итог Павел Сергоманов.

Строить не будем, будем не ломать

Разработчики проекта сетевой старшей школы предполагали, что его реально реализовать за 4-5 лет, а стоимость строительства составила бы около 5 млрд рублей. Но не случилось. Вместо этого в городе появились долгострои — обычные школы, сдача которых уже по традиции затягивается на несколько лет, а ресурсов они съедают все больше и больше.

Разумеется, были у этого проекта и свои недостатки. Первый — старшую школу предполагалось строить за счет временного отказа от строительства общеобразовательных, потому, что на все сразу никаких ресурсов не хватит. И тогда новые микрорайоны Ижевска, которые заселяются молодыми семьями, остались бы без школ на долгие годы. Сейчас там ситуация меняется, пусть и медленно, но хотя бы не стоит на месте.

Другой недостаток — проект не учитывал готовность транспортной инфраструктуры города. Тысячи старшеклассников, перемещающихся на всех доступных видах транспорта, могли бы вызвать транспортный коллапс. А город к нему и так близок. Инициаторы, кстати, это вовремя поняли, поэтому отказались от первоначальной идеи, когда каждый из пяти корпусов специализировался на определенном направлении, и старшеклассники могли выбрать, где им интереснее. С другой стороны, в этом было рациональное зерно.

«Понятно, что здесь возникает вопрос по логистике: как обеспечить коммуникацию педагогов, детей, как составить расписание и просто доехать до места. Но сама по себе ситуация необходимости составлять планы на день в условиях рассредоточенности ресурсов является в этом возрасте специфической. Дети, которые получили такой опыт, будут серьезно отличаться от тех, что находились в более компактном пространстве», — рассуждал Павел Сергоманов.

Третьим серьезным недостатком оказалось то, что разработчики не смогли преодолеть инерцию образовательного сообщества. Новый формат не приняли ни педагоги, ни организаторы образовательного процесса. Их тоже можно понять — они опасались, что будут упущены фундаментальность и академичность, провалится качество образования, и новые поколения уйдут в мифологическое мировоззрение.

В итоге идея так и не нашла поддержки со стороны властей. Но и на замену ей ничего ни пришло. Поэтому Удмуртии нет в списке регионов, где реализуется проект передовой школы для одаренных детей.

Подпишитесь