Posted 11 марта 2019, 12:16
Published 11 марта 2019, 12:16
Modified 17 октября 2022, 14:30
Updated 17 октября 2022, 14:30
«Золотого Клоуна» из рук принцессы Монако Стефании получил Владимир Дерябкин - «грустный клоун», как окрестили его умудрённые жизнью взрослые зрители. Эта награда заслужила шквал аплодисментов почитателей таланта истинного Артиста.
Ещё не зная о решении жюри, накануне награждения, покоренные яркими и разнообразными репризами Владимира, мы в антракте поговорили с ним «за клоунскую жизнь» (см. ниже интервью – ред.)
Награды получили не все. Как известно ещё со времён Окуджавы, пряников всегда не хватает на всех...
Но и весьма трудно без определенных номинаций объективно оценивать и сравнивать работу команды из 6-7 человек и выступление одного артиста.
Особого внимания и, возможно, отдельной номинации заслужил выдающийся из общего ряда рок-номер австралийского гимнаста на корд-де-волане. 25-летний Натан Джонс сделал «воскресное утро» всех зрителей незабываемым, тем более, что его выступление так и называлось УТРО ВОСКРЕСЕНЬЯ. В стиле Курта Кобейна под хард-рок дьявольских колоколов AC/DC (Hells Bells) австралиец не по-детски зажег. Это было ярко, современно, захватывающе.
Стоит отметить выступление ещё одного молодого «артиста-одиночки» - чешского жонглера Алана Шульца. Зажигательные ритмы известного ирландского композитора Хардимана (Ronan Hardiman) с многообещающей композицией VICTORY произвели впечатление на всех, кроме жюри. Алан Шульц, виртуозно владея не только руками, но и ногами, отбивал ирландскую джигу, одновременно умудряясь жонглировать. Лёгкий, стремительный, изящный, как и сама музыка, представитель Чехии стал настоящим украшением фестиваля.
Остался легкий привкус обиды за неотмеченное выступление братьев Седено из Эквадора – икарийские игры. Название этого своеобразного вида акробатики по ассоциации связывают с романтическим полетом легендарного Икара. Эффектные полеты четверых акробатов, из которых двое исполняли трюки на ступнях у двоих других, показали завидные гибкость и пластику, прыгучесть и сногсшибательную харизму эквадорских артистов цирка.
Зато вполне логично золотую награду обрел сногсшибательный ВОЗДУШНЫЙ ПОЛЕТ корейцев. Они завоевали негласные номинации «за смелость», «за дальность», «за команду». В номере было задействовано рекордное количество акробатов. Они совершили самый дальний на этом фестивале акробатический перелет - 20 метров. Они сорвали самые горячие овации зала. Здесь гениальная реприза Владимира Дерябкина стала анти-миниатюрой 12-го Фестиваля циркового искусства.
В свой 12-й раз престижный ижевский фестиваль приобрёл заметный акробатическо-гимнастический уклон. 10 номеров в программе - очень сильных, ярких, оригинальных, но на одну тему: силовые пары и гимнастические этюды.
Тем неожиданнее стало выступление «честного карманника» из Польши с манипуляциями по содержимому не только карманов смельчаков, доверившихся виртуозу pickpocketa. Рафал Валуш - прекрасный психолог, умеющий отвлечь, рассмешить, удивить и незаметно для всех оставить партнёров без часов, ремней и даже галстуков. Польский гость взял четвертую по счету бронзу.
Награды нашли своих героев. Первыми стали канатоходцы - братья Суанбековы, учившиеся владеть собой и молниеносно оценивать ситуацию на 10-метровой высоте под руководством своей матери – именитой цирковой артистки Сайракан. Незабываем момент, когда сыновья Махмуд и Нурсултан шествуют под куполом цирка по канату, а Сайракан на головах у канатоходцев в шпагате. Никто, кроме Суанбековых, не прыгает на канате через кольцо без страховки. Никто в мире не идет вперед спиной без лонжи по наклонному, «натянутому как нерв», канату, неся на плечах хрупкую фигуру наставницы. Это идеи Сайракан. Потрясающая женщина не желает никого копировать: «Я хочу исполнять именно те трюки, которые неподвластны никому. У нашей цирковой династии - свое, неповторимое лицо, свой почерк».
Фестиваль закончился. Он подарил яркие впечатления всем, кто заглянул в эти пять дней в цирк! Спасибо всем, кто приложил к этому Празднику руку, талант и сердце!
ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ ВЛАДИМИРА ДЕРЯБКИНА
- Ваша реприза с грустным клоуном очень ярко отражает частую ситуацию в жизни: кто-то едва пальцем пошевелил - тут же получил награду, а другой стремится к совершенству, оттачивает мастерство, работает день и ночь, а признания нет...
- Клоун должен нести в себе что-то более серьёзное и осмысленное, а не только - «вышел - у него штаны упали - смешно». Клоун учит осмысливать, сравнивать, делать выводы. А ситуация с наградами актуальна всегда: так было, есть и будет... И горло перехватывает, и слезы наворачиваются, и жалко каждому, прежде всего себя, потому что знакомо до боли.
Придумать репризу хорошую и смешную – это как написать картину, песню. Причем она всю оставшуюся жизнь, когда живет, постоянно дорабатывается. Постоянно! Это пластилин. Надо рассмешить, а ведь еще нужно заставить и заплакать. А потом опять рассмешить! Сыграл на эмоциях - всё, публика завоевана.
- На фестиваль Вы привезли пять реприз (летающая тарелка, пиджак и карточки удаления с поля, фокусы, грустный эквилибрист, музыкальный). А сколько их у Вас всего на сегодняшний день?
- Около 15 реприз. На фестивале представлены уже отработанные, проверенные, такие, как, скажем, автомат Калашникова - стреляют всегда с точным попаданием. И такой кайф, когда попадаешь в цель, и стоишь перед зрителем, а тебе аплодируют и кричат: молодец, браво, красавчик...
- Ваш успех в какой-то степени зависит и от партнёра, которого в некоторых репризах приходится выбирать из зала. Как Вы находите нужного человека?
- Иногда приходится за кулисами стоять минут по двадцать, выбирать, следить за реакцией зрителя на другие номера. Высматриваю: вот этот веселенький такой, пришел с семьей, не глушенный, не она его привела в цирк и посадила рядом с собой, чтобы он только сходил, а человек пришел и отдыхает. Дети рядом. Наш человек! К нему подходишь - и чувствуешь связь. И сидит недалеко, и рядышком, и с краешку. То есть сразу несколько нюансов, которые должны совпадать. А для антрепризы с тарелками надо, чтобы он был такого телосложения, где нужно будет поднять меня, подтащить, то есть ищу крепыша…
- Вы очень музыкальный клоун. Занимались музыкой?
- Это природные данные (смеется, потому что на самом деле изначально пробовал «найти себя» в музыке. В качестве барабанщика играл в музыкальной группе. Сегодня владеет гитарой, фортепиано, саксофоном, губной гармошкой, барабанами. Но не хочет хвастаться – ред.)
- Как Вы стали клоуном? Мечтали с детства?
- Я по жизни очень весёлый человек. И хоть без грусти жить невозможно, я - весёлый чувак, мне нравится жизнь. А клоуном стал по необходимости - в программу срочно нужен был клоун. Всегда, сколько себя помню, был комичным человеком, и мне эта профессия далась, признаюсь, легко. Я не репетировал часами, не ломал голову, как и что сказать, сделать на сцене.
- Тем более что сцена была для Вас в детстве домом. Если я не ошибаюсь, Вы родились в цирковой семье?
- Да, родители работали в цирке. С трех лет исполнял роль неваляшки в клоунской репризе отца. Это было в Тульском цирке. А родился я, когда родители работали в Большом Московском цирке на проспекте Вернадского.
В первый класс в Туле пошел, во второй - в Ленинграде, потом родители работали в Саратове, потом снова в Ленинграде...
Я - второе поколение цирковых. Мои дети - уже третье. Моя старшая дочь ведёт программу в моем собственном цирке (это передвижной итальянский цирк им. Владимира Дерябкина – ред.) – шпрехшталмейстер, а младшая пока гастролирует со мной.
- Вам - 40. Многое достигнуто. Вы - знаменитый клоун. Жизнь удалась?
- Ну что вы! Ещё ничего не сделано для вечности. Надо хотя бы школу цирковую построить…
Досье:
Владимир Владимирович Дерябкин, род. 12 января 1979 г.
Награды: «Золотой Слон» Международного фестиваля цирка в Москве (2004 г.), Серебряная награда Международного циркового фестиваля в Испании (г. Фигерас, 2015 г.)
Родился и вырос в семье цирковых артистов Владимира Игнатьевича и Людмилы Васильевны Дерябкиных. Его отец - Заслуженный артист России Владимир Дерябкин-старший (род. в 1949 г.) – тридцать лет проработал в цирке в жанре клоунады и создал уникальный медвежий аттракцион. Он был учеником легендарного «Солнечного клоуна» Олега Попова. Неоднократный дипломант и лауреат цирковых премий. В 1996 году в возрасте 47 лет закончил выступления в цирке. В настоящее время Владимир Игнатьевич восстанавливает казачью культуру в хуторе Хоботок под Ростовом, написал множество книг и создал первый в России частный музей граммофонов.
В 2014 году Владимир получил высшее профессиональное образование, окончив Московский Агроинженерный университет имени В. П. Горячкина (квалификация «экономист-менеджер»).
Позже открыл свой собственный цирк шапито, успешно гастролирующий по городам России, в котором он одновременно и директор, и артист.
НАГРАДЫ 12-го Международного фестиваля циркового искусства
Гран При «Золотой Клоун» – Владимир Дерябкин, Россия.
Золотые призеры фестиваля:
Серебряные призеры фестиваля:
Бронзовые призеры фестиваля: