Posted 2 июля 2013,, 13:50

Published 2 июля 2013,, 13:50

Modified 11 ноября 2022,, 21:49

Updated 11 ноября 2022,, 21:49

БКС Премьер: Закон о потребительском кредитовании сократит число исков к банкам со стороны заемщиков

2 июля 2013, 13:50
После вступления в силу закона «О потребительском кредитовании» отношения банка и клиентов станут более упорядоченными в вопросах предоставления и получения достоверной информации о кредите, считает директор Ижевского филиала БКС Премьер Алексей Рожин.

После вступления в силу закона «О потребительском кредитовании» отношения банка и клиентов станут более упорядоченными в вопросах предоставления и получения достоверной информации о кредите, считает директор Ижевского филиала БКС Премьер Алексей Рожин.

По его словам, это значительно уменьшит количество обращений заемщиков с жалобами на кредитные учреждения и позитивно скажется на загрузке судов. Вместе с тем, эксперт считает, что на объемах кредитования и в целом на динамике рыночных показателей данный правовой акт никак не отразится. В то же время финансовому сообществу необходимость и актуальность его скорейшего введения очевидна.

Напомним, законопроект сейчас находится на рассмотрении в Госдуме РФ. Комментируя вызывающий особые споры в экспертной среде его 9-й пункт – «Заключение договора потребительского кредита», – Алексей Рожин отметил: «В настоящее время некоторые банки в кредитном договоре делают ссылку на общие условия кредитования, с которыми клиента фактически не знакомят, а в некоторых банках кредитор может изменить их в одностороннем порядке. Согласно законопроекту, кредитор будет не вправе в одностороннем порядке изменять предложенные заемщику индивидуальные условия договора потребительского кредита в течение пяти рабочих дней».

«Этот срок дается на то, чтобы клиент имел возможность проконсультироваться и решить, что эти условия кредитования ему подходят, после чего жалобы клиента на то, что он не понял условий кредитования, приниматься уже не будут. Введение данной нормы в закон имеет следующую предпосылку: в суды различных инстанций поступает колоссальное количество обращений заемщиков с жалобами на банки. Суть жалоб в большинстве случаев похожа – банк не ознакомил заемщика со всеми условиями кредитования. По этим делам суды принимают решения как в пользу заемщиков, так и в пользу банков. Причем в разных случаях истинных причин бывает две: действительное сокрытие банком информации от заемщика либо желание заемщика уклониться от своих обязанностей по возврату кредита. Так что введение данной нормы будет направлено одновременно на защиту интересов как заемщика, так и кредитора», – считает Алексей Рожин.

Законопроект о потребительском кредитовании поступил в уточненной редакции в Госдуму РФ в апреле 2013 года. Документ внес депутат, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. По его словам, в новой редакции сохранены ключевые положения – в частности, реализована идея паспорта потребительского кредита, а Банк России наделяется правом устанавливать вид единой формы предоставления информации заемщику. Также в новом тексте расширен перечень информации, которую банк обязан предоставлять заемщику до заключения договора, а также прямо предусмотрена обязанность кредитора предоставить заемщику проект кредитного договора до его заключения. Кроме того, более четко сформулированы нормы о разделении условий договора на индивидуальные и общие. При этом в общих условиях договора потребительского кредита запрещается устанавливать обязанность заемщика пользоваться дополнительными услугами кредитора или третьих лиц, за исключением случаев, когда их оказание является для него бесплатным.

"