Posted 4 июня 2019, 07:03
Published 4 июня 2019, 07:03
Modified 17 октября 2022, 14:25
Updated 17 октября 2022, 14:25
Россию когда-то называли «житницей Европы», с полным основанием ее можно назвать таковой и сейчас – страна постепенно стает одним из мировых лидеров зернового рынка. Однако просто вырастить необходимое количество зерна на экспорт – это лишь полдела, для того, чтобы занять и сохранить лидирующие позиции на рынке, России необходимо не только модернизировать, но и консолидировать логистику – объемы поставок исчисляются десятками миллионов тонн (страна экспортирует около 50 млн тонн зерна), и без этой консолидации просто не обойтись.
Модернизация и консолидация логистики предполагают значительные финансовые вливания. Которые и взял на себя банк ВТБ, поскольку только у него, как у государственного банка, есть возможность создать единую и эффективную систему экспортных поставок зерна.
Что имел ВТБ еще совсем недавно? Элеваторы для хранения зерна и портовую инфраструктуру для его вывоза. Единственное, чего не хватало ВТБ для того, чтобы замкнуть всю цепочку, - вагонов. И ВТБ провел переговоры о приобретении контрольного пакета акций ГК РТК – группы компаний, в которую входит и «Русагротранс», крупнейший оператор по перевозке зерна железной дорогой.
За 10 лет руководству ГК РТК удалось не только построить третий по величине железнодорожный холдинг в стране, но и занять лидирующее положение на рынке зерновых перевозок. Финансы ВТБ встретились с возможностями одного из крупнейших в стране частных железнодорожных холдингов, и сегодня деньги и компетенции стали единым целым – рынок получил сильного и мощного игрока, способного сделать российское зерно более конкурентоспособным на мировых рынках.
Напомним, ГК РТК контролировалась Константином засовым и Константином Синцовым, которым принадлежали 95% акций группы компаний. «ВТБ Капиал» оценил ГК РТК в 1,3-1,6 млрд долларов. ГК РТК управляет 68 тыс. вагонов, в группу компаний входят «Русагротранс» - крупнейший в стране зерновой оператор, а также «Транслес» - один из крупнейших перевозчиков леса.
«Из-за того, что у нас исходя из регламента перевозки грузов на железной дороге срок годности подвижного состава обрезали до 10 лет, каждый год идет существенное убытие вагонов. Это сказалось на предоставлении подвижного состава сибирским регионам. Этот год был для нас рекордный. Мы перевезли 1,3 млн грузов ж/д транспортом. Если в позапрошлый год в мае мы имели серьезную ситуацию осложнения с вагонами до нового года, то в прошлом сезоне 2018-2019 годов у нас проблем не было. У нас по 400 вагонов в день грузилось зерном, масличными культурами. То, что ВТБ будет акционером или собственником Русагротранса… Русагротранс сегодня лидер по перевозкам именно зерновых грузов, будем надеяться, что они будут увеличивать заказы на приобретение новых вагонов и, соответственно, у нас будет меньше проблем.», - считает директор ФГБНУ «Омский аграрный научный центр» Максим Чекусов.
По словам исполнительного директора «Руспродсоюза» (Москва) Дмитрия Вострикова, «крупных федеральных аграриев по зерну у нас не так много: Националь, Русагро». «В целом у ВТБ, активно развивающем IT системы и владеющим вертикально интегрированной инфраструктурой, есть реальные возможности увеличить рентабельность зернового направления за счет оптимизации логистических потоков и объемов переработки и реализации продукции как на внутренний, так и на внешние рынки», - считает Дмитрий Востриков.
При грамотном руководстве и «расшитии узких мест» с учётом финансовых возможностей инвестора – бизнес-процессы могут быть оптимизированы. Многое будет зависеть от грамотности руководства проекта и стратегии развития аграрного дивизиона, полагает эксперт.