Откуда берутся и из чего состоят госдолги регионов

Откуда берутся и из чего состоят госдолги регионов

Откуда берутся и из чего состоят госдолги регионов

6 августа 2018, 14:39
Экономика
Фото: ap22.ru
Какие регионы страны погрязли в долгах и как это скажется на условиях жизни населения и позициях региональных властей?

Рейтинг регионов-должников составили и проанализировали «Новые Известия».

Закредитованный по уши российский народ уже в курсе, что долги по кредитам – это крайне неприятно: просрочил выплаты – придут коллекторы и останешься без штанов. У субъектов Российской Федерации тоже есть долги, куда более серьезные по масштабам и последствиям. Они возникают, если у региона нет средств на выполнение социальных обязательств перед жителями: выплату зарплат бюджетникам, строительство дорог, больниц и школ, развитие инфраструктуры, поддержку предпринимателей…

Регионы получают 46% от всех налоговых сборов, остальное идет в федеральный бюджет. Правительство распределяет им дотации на выравнивание бюджета, выдает субсидии и субвенции под конкретные проекты. Дотации, например, два раза в год. А расходы присутствуют на постоянной основе. Возникает так называемый «кассовый разрыв», то есть нехватка денег, которые когда-то будут, но не прямо сейчас. Эти разрывы власти субъектов покрывают за счет кредитов и других займов.

Доходы регионов, за счет которых погашаются долги, состоят из налогов, акцизов и пошлин, которые мы с вами, граждане страны, платим. Чем больше денег уходит на обслуживание кредитов - тем меньше остается на развитие региона, считают эксперты. Чем выше госдолг, тем больше средств из бюджета требуется, чтобы его обслуживать, считает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Соответственно, если увеличивается эта доля, то уменьшается объем средств, которые могут быть выделены на другие нужды. В том числе на социальные расходы.

«Чудес не бывает. Все из общего котла. В этом и опасность растущего госдолга. Если очень много средств требуется на то, чтобы обслуживать госдолг, уровень жизни может понизиться», - поясняет эксперт.

Действительно, кредиты и займы – удовольствие недешевое. Если в предыдущие три года регионы спасались за счет недорогих госкредитов под символические 0,1% (по данным Минфина, было выдано госкредитов на 1,2 трлн рублей), то теперь все по-другому. Правительство договорилось с крупнейшими банками, чтобы те выдавали кредиты регионам по ставке, равной ключевой ставке ЦБ +1%. Сейчас это 8,25%. Стоимость обслуживания облигационных займов также близка к кредитным.

Для начала хорошая новость: за 6 месяцев 2018 года, по данным Минфина, совокупный госдолг всех регионов сократился на 5,4% - до 2,19 трлн рублей. Но, увы, не потому, что регионы молодцы, а потому что их буквально прижали к стенке, заставив подписать ради реструктуризации госкредитов соглашение, предусматривающее сокращение госдолга минимум на 5% в год. За невыполнение этого условия – штраф в 1 млрд рублей. Кнут сработал.

Эксперты отмечают, что одной из причин увеличения госдолга в ряде регионов стали майские указы президента о повышении зарплат бюджетникам. У регионов просто не было денег, чтобы эти указы выполнять. И они залезали в долги.

«Новые Известия» проанализировали свежие данные статистики по госдолгу российских регионов по ряду критериев – суммам долгов, их структуре, на что тратят, насколько эффективно управляют финансами, сокращают или увеличивают этот долг.

Где, кому и сколько задолжали

По данным Минфина, на 1 июля 2018 года в России только два региона, полностью свободных от госдолга - Севастополь и Сахалинская область.

45 регионов смогли снизить свой госдолг за первое полугодие 2018 года.

11 регионов сохранили госдолг на прежнем уровне, а 27 регионов - увеличили.

В Удмуртии, как сообщалось в апреле 2018 года, рост госдолга прекратился. Правда, колебания в большую сторону все равно происходят. Так, в феврале 2018 года был привлечен краткосрочный бюджетный кредит на 3 млрд рублей для покрытия кассового разрыва.

Долги российских регионов

Для начала рассмотрим, сколько всего регионы задолжали кредиторам и инвесторам.

Важнейшее в кредитах – это их стоимость. Если они недорогие, то можно смело пользоваться. Европейцы и американцы фактически все время живут в долг. У регионов бывают дешевые бюджетные кредиты, с которыми можно смело работать (не забывая, конечно, о том, что их придется возвращать в соответствии с жестким графиком, а иначе - миллиардный штраф), чтобы не попасть в списки аутсайдеров, и постепенно обеспечивать приемлемый уровень жизни населения.

Госкредиты – меньшее из зол. Они, хоть и создают неприятности, но, в целом, недорогие, и их можно реструктуризировать. Вот что точно является поводом для серьезного беспокойства, так это банковские кредиты.

Банковские кредиты

Как могут аукнуться долги по банковским кредитам, хорошо показывает печальный опыт Новгородской области, которая летом 2015 года не смогла провести обязательный платеж банку ВТБ, потеряв всякое доверие кредиторов. Власти региона готовы были взять новый кредит даже под грабительские 24,5%, но и на таких условиях ни один банк не согласился дать денег в долг.

Что же происходит с долгами регионов России по банковским кредитам? 32 региона не имеют дорогостоящих кредитов от коммерческих банков вовсе. В 12 регионах доля коммерческих кредитов не превышает 20%, в 34 регионах доля дорогих кредитов находится в пределах от 20% до 50%, а в 5 регионах их доля превышает 50%.

Так, правительство Удмуртии, бодро отчитавшись о снижении доли коммерческих кредитов в структуре госдолга на 5,4 млрд, опять взяло займы у банков, и почти на ту же сумму. По каждому из этих «быстрых» коммерческих кредитов Удмуртия заплатит 38,5 млн рублей процентов.

Доля коммерческих кредитов российских регионов

Всего же регионы накопили банковских кредитов на 416,6 млрд рублей. Сумма немалая, но по сравнению с началом года – и это прорыв. По состоянию на 1 января 2018 года на банковские кредиты регионам приходилось более 1 трлн рублей. Прорыв прорывом, но на обслуживание этих 416 миллиардов в течение года будет потрачено порядка 45 млрд рублей! Примерно столько же требуется, например, по словам губернатора Рязанской области, на приведение в порядок 50% дорог в его вотчине к 2025 году.

Разбор полетов: простят ли главам регионов расточительство

Можно ли оправдать высокую долговую нагрузку и высокую долю дорогих кредитов в структуре долга заботой о населении? Скидку можно попытаться сделать разве что Дагестану, глава которого Владимир Васильев не так давно закинут в регион в качестве «спасательного круга» для решения совсем другой проблемы. В любом случае, очень скоро мы сможем увидеть, были ли оправданы такие размеры займов с точки зрения экономики Дагестана.

Политолог Юлий Нисневич подчеркивает тот факт, что в Дагестане важнейшая проблема - клановая система. «Госдолг – отдельный аргумент в чистке высшего руководства, связанной не с самим госдолгом как таковым, а с этой клановостью. С ней идет главная борьба при поддержке федеральных силовиков. Госдолг, может, где-то и фигурирует, но в качестве дополнительного фактора» - поясняет эксперт. В свою очередь руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков отмечает, что если деньги занимаются для решения каких-то важных социальных вопросов – завершения строительства социальных объектов, погашения долговых обязательств, и прочих нужд населения, это может выправить ситуацию перед выборами.

В Мордовии, например, деньги пошли на развитие инфраструктуры и подготовку к ЧМ по футболу. Кроме того, республика полученные деньги направила на поддержку предпринимательства, сформировав неплохой потенциал для развития: сегодня она в числе лидеров по темпам роста обрабатывающей промышленности. Индекс обрабатывающей промышленности за 5 месяцев 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 11,5%. Это один из лучших показателей в стране (среднее значение – рост на 4,4%)! Вот только потенциал этот пока еще не реализован: зарплаты в Мордовии одни из самых низких в Приволжском федеральном округе. То есть на условия жизни обычных жителей Мордовии поступившие денежные средства никак не повлияли. Не почувствовали на себе люди плюсов от таких мер. А вот минусы могут настигнуть, как только наступит очередной срок расплачиваться по счетам. Вместо ремонта дорог, соцподдержки, строительства новых стадионов и бассейнов, деньги могут уйти кредиторам, оставив регион на голодном пайке.

А вот руководству Магаданской области и Хабаровского края сложно будет найти доводы для оправдания такой вольной финансовой политики. Магаданская область показала худшее в России изменение реальных доходов населения за первые четыре месяца 2018 года. Они упали на 8,2%. Среднее же значение по России, если верить данным Росстата, выросло за этот период на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Безработица в Магаданской области в прошлом году выросла с 4,4% до 5,3%. Опять одолженные деньги пролетели мимо населения.

В Хабаровском крае тоже не купаются в золоте: показатель реальных доходов населения меньше среднероссийского значения. Добавляют черных красок и другие показатели: за январь-май 2018 года обрабатывающая промышленность в крае показала спад на 1,2% (при этом в среднем по России рост составил 4,4%).

Так на что же уходят все эти деньги? Просто проедаются управленческим аппаратом этих регионов? Или проведение предвыборной кампании губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта все «съело»?

Независимо от того, станут ли в Кремле задаваться подобными вопросами и разбираться детально, очевидно одно: такое «управление» вряд ли будут долго терпеть. Хабаровский губернатор уже успел собрать целое цунами негатива своими действиями: СМИ давно пишут о том, что бизнес в регионе поддержки от властей не получает (а вот давление – пожалуйста), зато зарплата самого губернатора и его замов растет, устраиваются многомиллионные банкеты, а закупку чартерных рейсов исключительно для губернаторского пользования остановили только активисты ОНФ. Список ошибок Шпорта велик. Взять хотя бы выявленные Счетной палатой нарушения при строительстве дамбы на 600 млн рублей, или обманутых дольщиков, проблемы которых никак не решаются. И еще показательный момент: госдолг Хабаровского края на момент прихода Шпорта к власти составлял всего-то 175 млн рублей вместо нынешних 46,6 млрд рублей!

Если новый врио губернатора Магаданской области Сергей Носов и глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт не пересмотрят политику управления финансами, то контроль над расходами в этих регионах может взять федеральное казначейство. Так уже произошло с Костромской областью. Теперь там региональные власти вообще не могут распоряжаться собственными средствами по своему усмотрению.

Губернаторские выборы совсем скоро, в начале сентября они пройдут и в Хабаровском крае, и в Магаданской области, и большой госдолг может превратиться в дамоклов меч над головами глав регионов-должников.

Счетная палата в июне уже взяла госдолг Магаданской области под особый контроль.

О том, что госдолг региона может стать серьезной причиной для беспокойства губернаторов за свои кресла, говорят и эксперты.

«Ситуация с выборами во многом предрешена, серьезной конкуренции нет, но существует конкуренция элитная. Мы понимаем, что губернатор, находящийся по уши в долгах, становится для элит уязвимой мишенью, поскольку госдолг перед федеральным центром – тот крючок, на котором глава сидит, и это его основной минус. Когда Кириенко пришел в администрацию, одним из критериев эффективности губернатора стала долговая нагрузка регионов. Если губернатор показывает снижение долга, значит, он работает в нужном направлении», - отмечает руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков.

«Новые Известия» считают долги регионов одним из важных показателей эффективности работы регионального руководства страны. На основе мониторингов долговой нагрузки издание продолжит публиковать и анализировать рейтинги регионов-должников.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter