Первенец ижевского автопрома

Первенец ижевского автопрома

Первенец ижевского автопрома

6 декабря 2006, 12:56
Экономика
40 лет назад с конвейера Ижевского автозавода сошел первый автомобиль. Он состоял из 20 тысяч деталей.

40 лет назад- в ночь с 11 на 12 декабря 1966 года с конвейера Ижевского автозавода сошел первый автомобиль. C тех пор ижевский «Москвич» стал легендой - он известен всей стране, и до сих пор эти автомобили колесят по российским дорогам.

На самом деле, первые автомобили ижевского производства появились в начале 30-х годов. Это были малолитражные автомобили НАТИ-2, разработанные конструкторами Московского автотранспортного института. Первая партия автопродукции нового завода, разместившегося в помещении старой оружейной фабрики, состояла из четырехместных фаэтонов, пикапов грузоподъемностью 500 кг и двухместного «родстера». Но дальше эксперимента дело не пошло. Мотоциклетное производство было признано менее затратным, мотоциклы же оказались на тот момент более ликвидным товаром. Производство автомобилей в Ижевске отложили на 30 лет.

В 1965 году по инициативе и при поддержке Д.Ф.Устинова, курировавшего тогда оборонную промышленность страны, началась история Ижевского автозавода. И первенцем этого глобального по республиканским меркам автопредприятия стал «Москвич-408». Решением коллегии министерства оборонной промышленности выпуск автомобиля был намечен на 4 квартал 1966 года - на организацию опытного производства отводилось всего полтора года. Становление автопроизводства в Ижевске началось с так называемого «малого автозавода» - экспериментального предприятия, разместившегося на реконструированных площадях НИИ «Прогресс» (здесь предполагалось осуществлять сборку первых «Москвичей»). Для оборудования корпуса предприятия Перми, Днепропетровска, Ижевска (прежде всего – силами «Ижмаша») и других городов изготовили около полутора тысяч единиц нестандартного оборудования.

Первый автомобиль с эмблемой «ИЖ» на радиаторе родился ночью с 11 на 12 декабря 1966 года. До конца месяца было собрано 300 автомобилей, а в мае с конвейера сошел 1000-й автомобиль. Первенец автозавода выпускался три года, всего было собрано 4196 этих машин.

Первый ижевский автомобиль состоял из 20 000 деталей. Для производства «Москвича-408» двигатели вез Уфимский моторостроительный завод, задний мост - Ижевский механический, отопители и радиаторы - Воткинский машиностроительный, передние подвески и рулевые колонки - Пермский велосипедный, радиоаппаратуру поставлял Сарапульский радиозавод и т.д.

«Москвич-408» «обкатал» технологию производства для своего более успешного и перспективного наследника. «Москвич-412», отличался большим объемом двигателя, увеличенной скоростью (со 120 до 140 км/час) и немного – внешним видом, благодаря чему стал настоящим хитом среди выпускаемой предприятием продукции. Выпуск этой модели продолжался до 1999 года – так она был любима на потребительском рынке. Всего же за 32 года производства было выпущено 2 317 493 таких автомобиля – это почти половина продукции предприятия, созданной более чем за 40 лет.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter