Стеклянный, но не хрупкий: как живет стекольный рынок страны

Стеклянный, но не хрупкий: как живет стекольный рынок страны
Стеклянный, но не хрупкий: как живет стекольный рынок страны
9 апреля, 13:20ЭкономикаФото: скриншот видео «Бизнес-вектор»
Стекло – материал уникальный, оно окружает нас везде. Но наибольшее применение стекло нашло в строительстве и устройстве интерьеров жилых и офисных помещений.

Современные города уже невозможно представить без стеклянных фасадов высотных деловых зданий. А в интерьере все большее применение находят декоративные стеклянные поверхности – дверей, перегородок, витражей и панорамных окон. Новый выпуск программы «Бизнес-Вектор» – о том, как сегодня живет российский рынок стекла.

При этом, по словам президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, это очень дорогое и непростое производство:

«Для этого нужно обладать сырьем. Для этого нужно обладать соответствующим оборудованием. Для этого нужно вкладывать достаточно серьезные деньги, чтобы его наладить».

Эксперты оценивают оборот сегодняшнего стекольного рынка России в объеме около 70 млрд рублей в год. На 90 процентов потребность рынка обеспечивает отечественное производство. В прошлом году в стране выпустили 217 млн кв. метров стекла. Почти половину продукции составляют окна, 25% - фасады, чуть меньше – стекла для интерьера, включая зеркала, и 6% рынка приходится на автомобильные стекла.

Росстат, ТПП России, участники отрасли

Стекловаренные печи в стране имеются лишь у девяти производителей листового стекла. Самый крупный из них – «Салаватстекло» с двумя заводами: в Саратове и в Башкортостане. Выручка двух заводов по итогам 2020 года – более 14 млрд рублей, и это учитывая условия пандемии, когда из-за карантина стройки какое-то время стояли, и спрос на стекло тоже падал.

По словам Максима Скиртина, директора по производству листового стекла компании «Салаватстекло», производитель был вынужден снизить объемы производства, а некоторое время даже бить стекло, чтобы не перенасытить рынок. Но в июне, когда карантин сняли, спрос ожил.

Стекольный рынок в стране имеет четкую структуру: девять предприятий производят стекло, и несколько тысяч компаний занимаются переработкой его в конечные изделия. Именно среди переработчиков – наибольшая конкуренция. Но во всех крупных регионах есть локальные лидеры.

В Удмуртии, к примеру, производитель August Glass выпускает цельностеклянные конструкции лестниц, ограждений, дверей, душевых кабин, стеклянных фартуков и столешниц, стеновые панели, межкомнатные и офисные перегородки и другие изделия по размерам заказчиков. А группа компаний «Акрона» производит зеркала и стеклянные изделия для интерьера различных форм.

А в столице России – это Московская зеркальная фабрика, производящая от 500 изделий в день, и в основном, по индивидуальным заказам. Как рассказал ее руководитель Александр Гришин, около 60-70% составляют заказы физлиц, и 30-40% - оптовые заказы. Половину заказов составляют зеркальные изделия, а другую – стеклянные, и последние более прибыльные, поскольку изготовление стеклянных изделий предполагает большее количество манипуляций – обработку кромки, закалку, сверление, соответственно, и наценка там выше.

Прибыль переработчиков стекла в 2020 году снизилась. И причина не только в сокращении объема заказов из-за пандемии коронавируса, но и в том, что большая часть оборудования в отрасли – импортное, и из-за роста курса валют обслуживать его становится дороже.

Торгово-промышленная палата России обратила внимание на эту проблему.

У производителей самого стекла основные затраты приходятся на сырье – 30% в себестоимости производства листового стекла. 1/6 – это расходы на электроэнергию, 1/10 - на вспомогательные материалы, в основном, упаковку, а 25% – на доставку продукции. Остальное – прочие расходы, включая амортизацию оборудования и зарплату.

Участники рынка уверены, что производить одно лишь листовое стекло совсем невыгодно. Чтобы выжить, надо выпускать и другую продукцию, к примеру, архитектурное стекло с напылением или зеркала.

Так, в прошлом году российская дочка американской корпорации «Гардиан Глас» выпустила 44 млн кв. метров стекла. Половину этого составляет листовое стекло, а остальное – продукция с энергосберегающим и солнцезащитным покрытием, зеркала и обратно окрашенные стекла для интерьера.

И как отмечает Елена Рассудимова, гендиректор компании «Гардиан стекло сервисис», спрос растет именно на такие сложные продукты. Поэтому в компании собираются увеличивать выпуск стекла и зеркал для интерьерных решений: это обратно окрашенное стекло, экологичное безмедное зеркало и новая линейка продукции с двойным серебром.

При этом бум индивидуального строительства в России пошел на пользу всему стекольному рынку. Он сгладил пики спроса и практически ликвидировал сезонность в стекольном бизнесе.

По информации экспертов, за последние 5 лет коэффициент остекления в домах и квартирах россиян увеличился до 20%. Участники рынка предполагают, что в ближайшие годы каждая четвертая поверхность в наших жилищах будет прозрачной. И это сыграет в пользу производителей стекла. А государство, со своей стороны, активно поддерживает основных потребителей стекла – застройщиков городского жилья.

«В целом отрасль работает. Строительство все-таки поддержали. Спрос есть. Он сегодня удовлетворен. Никто из строителей вам не скажет, что он не может достать стекло. Стройка, конечно, достаточно сильно присела из-за ковидных дел, но потом, в общем-то, 2020 год в целом достаточно успешным получился, с точки зрения строительства. Ну и, соответственно, результат по стеклу».

Сергей Катырин, президент ТПП России

Ежегодно стекольная отрасль России подрастает в пределах 5%, и сегодня чувствует себя уверенно. Но эксперты ожидают сокращения и без того скромного числа производителей: стекловаренные печи могут остановить те, кто производит только листовое стекло. А компании-переработчики стекла больше вкладывают в оборудование для производства конечной продукции, что удаляет с рынка лишних посредников.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter