Posted 9 июня 2021,, 12:04

Published 9 июня 2021,, 12:04

Modified 18 октября 2022,, 05:41

Updated 18 октября 2022,, 05:41

Инвестиционный рейтинг регионов от АСИ: есть вопросы

Инвестиционный рейтинг регионов от АСИ: есть вопросы

9 июня 2021, 12:04
Фото: Медиахолдинг1Mi
На Петербургском международном экономическом форуме, как известно, был представлен Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата. У экспертов возникло немало вопросов к итогам данного рейтинга и методике оценки инвестпривлекательности регионов России.

Рейтинг такой сегодня актуален, как никогда. Агентство Moody’s подтверждает рейтинг России на уровне Ваа3 (что означает предпоследнюю ступень инвестиционной категории), а также прогнозирует долгосрочную стагнацию и низкий уровень инвестактивности из-за потенциального расширения санкций, запрета на поставки технологий, коррупции и других неприятностей. Тут властям всех регионов надо показать все, на что они способны. Национальный рейтинг от АСИ мог бы стимулировать конкуренцию между регионами и помогать инвесторам решать, куда лучше вкладываться. Но у «Новых Известий» появилось много вопросов к итогам данного рейтинга и методике оценки инвестпривлекательности регионов страны.

На первом месте рейтинга - Москва. Это не удивляет: власти столицы могут вообще ничего не делать, все равно и люди, и бизнес стремятся сюда – именно тут самые большие возможности, больше всего связей с нужными людьми, самый большой спрос.

Второе место рейтинга с 2019 года занимает Татарстан, что тоже не ново: регион часто становится «испытательным полигоном» для отработки новых технологий, там есть Иннополис, нефть и финансы для реализации инфраструктурных проектов.

Третье место - Тюменская область, регион, который год назад не входил даже в топ-30. Такой взлет иначе как чудом не назовешь. Главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич недавно говорила, что инвестиции в регион за 2013-2019 годы упали на 11%, а в 2020-м уменьшились еще на 9%. Впрочем, ранее Тюменская область тоже была в самом верху: на 3-м месте в 2019 году, на 1-м - в в 2018-м, и на 6-м - в 2017 году.

Подобные взлеты и падения свойственны этому рейтингу: так, сейчас на 5-м месте оказалась Башкирия, что очень удивительно на фоне прошлогоднего госзахвата Башкирской содовой компании - самого громкого после Юкоса изъятия собственности в России. Такие дела на инвесторов обычно действуют, как красный сигнал светофора – никому не хочется работать в непредсказуемых условиях. Но непредсказуемые передвижения по таблице рейтинга – обычное дело для рейтинга АСИ. К примеру, в 2017 году Чувашия обогнала Москву, Московскую область, Тюменскую область и Калужскую область, которая смогла привлечь производителей автомобилей, их компонентов и бытовой техники, и оказалась на 2-м месте рейтинга. Хотя изменение инвестиционной привлекательности – дело долгое, требующее изменения многих бюрократических процессов, цифровизации, разработки и внедрения программ поддержки, строительства инфраструктуры, не говоря уже о перемене самого отношения чиновников к инвесторам.

В чем причины таких резких скачков, не всегда гармонирующих с окружающей действительностью? Посмотрим на методику оценки. Объективные численные показатели у АСИ - не в приоритете. Большее количество баллов начисляют на основе оценок экспертов и опросов предпринимателей. 27 параметров основаны на опросах, 4 – на экспертных оценках, и лишь 7 - на официальных и объективных данных статистики. Результаты же опросов, как прекрасно видно из открытых социологических исследований, могут интерпретироваться с точностью до наоборот.

Еще один вопрос - к составу экспертов. В экспертный совет входят представители в первую очередь окологосударственных организаций: «ОПОРЫ РОССИИ», Торгово-промышленной палаты РФ, «Деловой России», Российского союза промышленников и предпринимателей, Российского фонда прямых инвестиций, Минэкономразвития, ВЭБ.РФ, РАНХиГС, The Boston Consulting Group и других. Реальный же бизнес оказался в стороне.

Выходит, что рейтинг носит сугубо субъективный характер, доля же объективных показателей, которые можно проверить, сведена к минимуму. Более того, из официальных публикаций не узнаешь даже, на основе каких показателей выстрелил тот или другой регион. Все это больше походит на большую PR-акцию некоторых губернаторов. Остается лишь надеяться, что не слишком дорогую и не за бюджетный счет. но в это не очень-то верится...

"