Posted 10 июня 2021,, 06:31

Published 10 июня 2021,, 06:31

Modified 18 октября 2022,, 05:41

Updated 18 октября 2022,, 05:41

В пространстве и времени: куда идет рынок навигации

10 июня 2021, 06:31
Навигация сегодня растет стремительно – это огромный рынок, точных данных о размере которого даже нет. Эксперты и участники отрасли оценивают его в 150 млрд рублей. В каком направлении он развивается, разбирались авторы очередного выпуска программы «Бизнес-вектор».

Больше половины рынка приходится на системы мониторинга автотранспорта. Носимые навигаторы, например, туристические, занимают 20% рынка. Еще столько же - системы навигации внутри помещений. Еще два более-менее заметных сегмента – это геодезия и картография, а также сельское хозяйство.

Российский навигационный рынок:

«Навигация в наше время – это некая электрическая розетка образца первых двух декад ХХ века. Она используется как в производственном секторе, так и в быту. Мало того, она еще используется в обороне, в том, что касается вопросов национальной безопасности»,говорит Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России.

Большую часть российского коммерческого рынка навигации занимает импорт. Однако в некоторых сегментах отечественные производители довольно сильны. Например, в производстве оборудования для систем экстренного реагирования при авариях. Первую такую систему запустили в России в 2015 году. Сегодня она стоит на каждом новом автомобиле, выпущенном или ввезенном в нашу страну. Пермская компания «Форт-Телеком» первой разработала оборудование для «ЭРЫ-ГЛОНАСС».

Сегодня «Форт-Телеком» больше 60% выручки зарабатывает на рынке навигации. 800 млн – на прямых поставках на конвейеры датчиков системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Остальное – на продаже оборудования для мониторинга коммерческого транспорта.

Ижевский радиозавод – один из участников Национальной программы развития ГЛОНАСС. Предприятие входит в пятерку крупнейших российских производителей многоканальных навигационных приемников (МНП), работающих по сигналам спутников радионавигационных систем ГЛОНАСС (Россия) и GPS NAVSTAR (США). В космическом сегменте ими оснащены разгонные блоки «Фрегат». В наземном сегменте МНП используются в системах синхронизации времени, мониторинга и управления движением различных видов транспорта – в интересах МВД, МЧС, ФСИН, РЖД, авиации и морского флота.

Маржинальность производства навигационного оборудования составляет сегодня 10-12%. Заработать больше можно с помощью программного обеспечения. Крупные производители уже предлагают пользователям не просто устройства, а услуги по их обслуживанию, аналитику данных и консалтинг. Большее распространение этот подход получает на рынке навигации внутри помещений. Где не берет сигнал GPS, направление подскажут специальные датчики на стенах и под потолком. Такие умные системы разрабатывает компания «Навиджин» из Сколково. Они уже помогают ориентироваться пассажирам на 40 российских вокзалах и заменяют указатели в супер- и гипермаркетах.

Другая часть производства «Навиджин» - маленький высокоточный датчик, который можно носить вместе с пропуском или прикрепить к дорогостоящей технике или оборудованию. И затем отслеживать перемещения вещей на складе или людей по территории. Эта технология в последнее время все больше востребована промышленными предприятиями.

Спрос на российском рынке навигации частично задает правительство, устанавливая нормы для крупных заказчиков: транспорта и промышленности. А выполняют эти заказы зачастую компании-производители с госучастием. Частному бизнесу на этом рынке пока приходится трудно. Торгово-промышленная палата России предлагает несколько ключевых ориентиров.

«Мы считаем, что, конечно, малыши должны сотрудничать с большими. Не только для производства, но и для научных разработок, для взаимодействия с крупными компаниями. В том числе и для того, чтобы заработал механизм импортозамещения в данном виде»,говорит Максим Фатеев, вице-президент ТПП РФ.

Два года назад в особой экономической зоне подмосковной Дубны появилась компания «Румб», основанная кадастровым инженером из Сыктывкара Виктором Хвалынским с партнёрами с целью создать самый маленький на рынке спутниковый геодезический приемник. В разработку они вложили 10 млн рублей собственных средств, еще столько же – привлекли от инвестора. Результат – устройство весом в 270 граммов, которое позволяет установить координаты с точностью до сантиметра.

Как рассказал Виктор Хвалынский, основной их потребитель – геодезисты. Но также прибор можно использовать для широкого круга задач. В том числе в картографии, отслеживании разработки месторождений, аэрофотосъемке.

Для развития в России высокоточной навигации нужна широкая сеть базовых станций – по одной в радиусе на каждые 50 км. Сегодня в стране около 2500 станций, а необходимо – только в экономически развитой части страны – в десять раз больше. Государству такую сеть быстро не создать. А для привлечения частников нужно ослабить регулирование этой части рынка.

Проект поправок в отраслевые законы уже обсуждали в Торгово-промышленной палате вместе с общими мерами поддержки электронной промышленности страны.

«Не может навигационное развитие быть отдельно от развития всей электронной промышленности России. Мы определили те подходы, которые касаются изменения, с точки зрения налогообложения, налога на прибыль, НДС и создание отдельного реестра для производителей и самой продукции в рамках реестра радиоэлектронной промышленности», говорит Максим Фатеев, вице-президент ТП РФ.

Тренд сегодняшнего дня таков, что уже очень скоро в развитых странах навигационный модуль будет встроен во все, что движется само или может быть сдвинуто с места. Правительство России может помочь рынку развиваться, если ослабит требования к строительству навигационных сетей и разработает механизм защиты получаемых данных.

"