Posted 13 октября 2020,, 09:48

Published 13 октября 2020,, 09:48

Modified 18 октября 2022,, 05:29

Updated 18 октября 2022,, 05:29

Аквакультура в России и Удмуртии: настанут ли рыбные дни?

13 октября 2020, 09:48
Население Земли ежегодно съедает 170 млн тонн рыбы и морепродуктов. Половину этой вкуснятины вылавливают в морях и океанах, другую половину – выращивают. В России это соотношение совсем не такое равноценное: 95 к 5 – и не в пользу аквакультуры. Настанут ли когда-нибудь на отечественном рынке рыбные дни?

По словам Сергея Катырина, президента Торгово-промышленной палаты России, это во всем мире низкорентабельное производство, с долгим сроком окупаемости - 10 и более лет.

«Без поддержки государства этому сегменту подняться самостоятельно на серьезный уровень и быстро развиться очень сложно», - говорит Катырин.

Производство аквакультуры в России (тысяч тонн, 2019 г.)

В 2019 году российские рыбные хозяйства вырастили почти 287 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. Большую часть этого акваурожая составляет рыба карповых пород. На втором месте – лососевые. Кроме того, за год в России вырастили 22 тысячи тонн устриц, мидий и других моллюсков и 11 тысяч тонн водорослей.

Общая стоимость продукции аквакультуры оценивается в 100 млрд рублей.

По данным Росрыболовства, рыбу и морепродукты выращивают более 4000 предприятий. 86% из них — небольшие хозяйства объемом до 100 тонн продукции в год. При этом большая часть рынка принадлежит средним и крупным компаниям. Таким, как рыбхоз «Пихтовка» из Удмуртии.

Сейчас на прудах рыбхоза – напряженная пора: идет отлов рыбы. По данным на 10 октября уже выловлено 450 тонн карпа.

В прошлом году в это время в Пихтовке только-только начинали спускать пруды. В этом году решили приступить к отлову раньше, и не прогадали. Карп тоннами расходится не только по Удмуртии – его везут в Москву, Татарстан, Башкортостан, Пермь, Оренбург и другие регионы.

По словам директора рыбхоза Георгия Крылова, рыбалку планируют завершить к 20 октября. В 2019 году хозяйство подготовило к реализации более 950 тонн карпа. Нынешний улов должен быть не меньше.

Первое и единственное полносистемное рыбоводное хозяйство в Удмуртии - рыбхоз «Пихтовка» - начали строить в 1970 году. Тогда была создана система прудов со сложными гидросооружениями, приспособленными для приема и слива воды, нагула рыбы, передержки и хранения как сеголетков, так и производителей, ремонтников, молоди и товарной рыбы, организации зимовки карпа.

Первая продукция – 14 тонн рыбы – была выращена уже в 1974 году. Еще через три года хозяйство вышло на проектную мощность.

Способ выращивания рыбы, разработанный в Пихтовке, по ресурсосбережению и продуктивности не имеет аналогов в России. На базе хозяйства было проведено три научных совещания всероссийского уровня, а на семинары и конференции, проводимые в других регионах страны, обязательно приглашают представителей ГУП УР «Рыбхоз «Пихтовка».

В других районах Удмуртии частники, крестьянские хозяйства и ИП, следуя примеру пихтовских специалистов, выращивают ежегодно более 120 тонн карпа.

В поселке Кадуй Вологодской области карпов раньше выращивали в теплой воде, идущей от Череповецкой электростанции. В 90-е годы хозяйство за бесценок купил москвич Александр Новиков. Решил развивать, но выращивать не карпов, а осетров. Вложил в предприятие около 5 млн долларов. Осетровый бизнес долгий – первую икру можно получить только на седьмой год жизни рыбы. Но самку не убивают, а доят – в среднем раз в два года. В середине нулевых «Русский икорный дом» продал первую партию икры - 6 тонн. За последние 14 лет ее объем вырос втрое.

По словам владельца компании Александра Новикова, объем производства увеличивается ежегодно на 10-15%. Рынок не готов потреблять большое количество икры. А сейчас из-за коронавируса продажи упали наполовину.

Кто покупает икру в России?

Большую часть продукции Русский икорный дом отправляет в крупные торговые сети. 20 % уходит в государственные ведомства и крупные российские компании. 15% - реализуется через интернет-продажи. 10% продают мелкие предприниматели. 8% идет в рестораны. Остальное - на экспорт.

Новиков оценивает легальный российский рынок икры в 180 тонн в год. Отечественные производители занимают не более трети, остальное - это дешевое сырье из Китая.

Петрозаводчанин Игорь Ляшенко с партнерами построил с нуля форелевое хозяйство на юге Карелии, рассчитывая за четыре года окупить вложенные 60 млн рублей. Но рынок быстро насытился и перестал быть сверхприбыльным.

«Карельские хозяйства увеличивают свой объем производства на 15-20% в год. К ним добавляются Армения и Турция, которые настойчиво хотят заместить норвежскую рыбу на российском рынке. Все это привело к тому, что спрос постепенно сравнился с предложением. А сейчас даже, возможно, предложение превышает спрос», - говорит Игорь Ляшенко, сооснователь компании «Алдога».

Как рыба в цене растет?

Сегодня корм в себестоимости форели составляет 70%. За три года рыба съедает 180 рублей. Оплата труда рыбовода обходится почти в пять раз дешевле. Включают в цену взрослой форели и стоимость новых мальков. Наценка аквахозяйства - примерно 40% к себестоимости живой рыбы. Если улов перерабатывают, цену поднимают еще на 40%. И столько же добавит точка реализации продукта: рыбный магазин или ресторан.

Ляшенко планирует через два года выращивать не менее 300 тонн форели в год. Всю рыбу будут перерабатывать и продавать самостоятельно. А к садкам в Ладожском озере начнут возить туристов.

«На туристах сможем делать целое дополнительное направление нашего бизнеса: кормить их, возить на экскурсии на наше хозяйство, показывать, как все это выращивается, перерабатывается», - рассказывает Ляшенко.

В 19 веке Россия кормила Европу крымскими устрицами. 100 с лишним лет спустя Сергей Кулик первым возобновил выращивание моллюсков на полуострове. Из Европы он привозит молодых триплоидов. Этот тип устриц не размножается, но его можно есть круглый год. А местная мидия заселила морскую ферму сама. Плюс бизнеса – моллюсков не нужно кормить. К тому же соленость Черного моря в два раза меньше, чем Средиземного, - что отражается на вкусе. Но крымскую устрицу пока мало кто пробовал, что сказывается на продажах фермы «Яхонт».

Сегодня на морской ферме выращивается 100 тысяч устриц и до 15 тонн мидий в год. Нарастить производство Кулик может в четыре раза и даже больше. В предприятие вложено 2,5 млн долларов.

Семь лет назад в России приняли отдельный закон об аквакультуре. Недавно Сергей Кулик добился его изменения. Предприниматель смог переоформить морскую плантацию без проведения обязательного аукциона. На многие другие вопросы отраслевой документ ответов пока не содержит. Рыбоводы хотят, чтобы их признали сельхозпроизводителями – со всеми вытекающими преференциями.

«Достаточно много льгот сформировано и много инструментов есть для поддержки фермеров. Для тех, кто занимается аквакультурой, по большому счету, не просто немного, а просто мизер. И по суммам это вообще несопоставимо».

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Объем господдержки предприятиям аквакультуры на ближайшие 3 года - чуть более 500 млн рублей. Это 0,5% годового оборота отрасли. Кроме того, рыбоводы с недавних пор платят НДС по ставке 20%. В таких условиях заниматься рыбным бизнесом становится все сложнее. Участники рынка хотят ослабления налоговой нагрузки и расширения инструментов поддержки до уровня классических фермеров.

"