Posted 16 марта 2020, 09:17

Published 16 марта 2020, 09:17

Modified 17 октября 2022, 14:51

Updated 17 октября 2022, 14:51

Миллион алых роз: цветочный рынок России и Удмуртии – расцвет или увядание?

16 марта 2020, 09:17
Эксперты оценивают российский рынок срезанных цветов в 2019 году более чем в 180 млрд рублей. Было продано свыше 1,8 млрд цветов.

При этом более половины, или 60% продаж в натуральном выражении, это продажи роз. Второе место занимают хризантемы, третье - гвоздики. Также крупный сегмент рынка составляют тюльпаны, в марте, в пик продаж, их продают около 150 млн штук.

Российский рынок цветов (2019 г.)

Но рынок цветов России завален импортом: около 85% продаваемых в нашей стране цветов привозится из-за рубежа, сообщается в новом выпуске «Бизнес вектора». Значимые урожаи собирают только отечественные производители тюльпанов и роз.

Розу – королеву цветочного рынка - в России выращивают в 15 тепличных комбинатах. В том числе ООО «Цветы Удмуртии» - одно из крупнейших предприятий, специализирующееся на промышленном производстве роз. Комплекс был создан в 2005 году, территория предприятия - 15 га, 6 из них занимает современный оранжерейный комплекс, в котором выращивают более 30 различных сортов роз. Проектная мощность комплекса более 12 млн штук роз в год.

Или один из самых северных в мире комплексов – «Новая Голландия» в Ленинградской области, которая также выращивает три десятка сортов роз.

По словам Алексея Антипова, совладельца компании «Новая Голландия» и председателя правления Национальной ассоциации цветоводов, компания испытывает сегодня серьезнейшие проблемы. «И мы не собираемся инвестировать в эту отрасль. И как дальше примут акционеры решение? Может, нам действительно лучше огурцами заняться?! А что, там хорошие субсидии», - говорит Антипов.

Проблемы у российских цветоводов начались в 2013 году, когда в России была снижена импортная пошлина на цветы с 15% до 5%. С прошлого года предприятия отрасли стали платить налог на добавленную стоимость - в дополнение к единому сельхозналогу. Цветы – это единственный сектор АПК, продукт которого, по мнению власти, является роскошью.

«Был период, когда на рынке не было предложений со стороны российских производителей. Но сейчас они есть, сейчас появились эти хозяйства. И конечно, бизнес заинтересован, чтобы рынок внутренний начинал быть дружелюбным для своих компаний. Они же здесь инвестиции принесли, здесь работают, платят налоги».

Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты России

В цене импортной розы основную часть дает доставка. У российской розы основные расходы – это свет и тепло, стоимость энергоносителей в цене доходит до 40%. Пятая часть с 2019 года – это налог на добавленную стоимость. Оптовые базы и цветочные рынки умножают цену производителя почти двукратно. Свои затраты в каждый цветок закладывает и розница, в том числе риск непродажи, когда цена испортившегося товара покрывается за счет проданного.

Как рассказала Ольга Опёнок, совладелица компании «Городской букет», они уже 12 лет продают цветы, и половину этого срока торговали на грани рентабельности, пока не наработали постоянную клиентуру. Сегодня у фирмы своя мастерская флористики и небольшая оранжерея, а половину продаж делают через интернет, сегодня заказать букет с доставкой стало обычным делом.

По словам Ольги, в этом бизнесе очень важно постоянно держать руку на пульсе, быть в тренде, отслеживать современных поставщиков и все модные тенденции. Например, сегодня в моде розы цвета ириски и капучино. Под запретом лоск. Сегодня флорист просто перевяжет цветы бечевкой и завернет в бумагу. И акцент на сезонные цветы.

В первую неделю марта продавцы цветов (и производители, соответственно) на рынке России делают большую часть годовой выручки. И главный весенний цветок - тюльпан. При этом для него, в отличие от розы, не нужно строить специальные теплицы. Тюльпан удачно вписался в бизнес-модель растений для сада.

Как пояснил Роман Харченко, владелец «Тепличного комбината», тюльпан растет как раз в то время, когда ничего не реализуется и не продается - зимой. Ему нужно меньше тепла и света. И как раз когда убирают тюльпаны - к 8 марта, тогда теплицы занимаются однолетниками, горшечными цветами, которые будут продавать в конце апреля.

По мнению участников рынка, российский цветочный бизнес практически лишен инструментов поддержки. За последние 5 лет в стране не построено ни одной новой цветочной теплицы, а спрос удовлетворяется, по большей части, поставками из-за рубежа. И поэтому предприятия хотят, чтобы их признали частью аграрной отрасли. Их поддерживает Совет Федерации и Торгово-промышленная палата.

«Давайте сделаем специальную программу. Давайте это будут субсидии, льготное налогообложение. Давайте дадим льготный период и скажем, вот мы даем вам три года. По цветам есть возможность в более короткий срок нарастить этот выпуск и создать действительно реальную базу».

Елена Дыбова, вице-президент ТПП России

Если цветоводов приравняют к аграриям и установят на рынке единые правила для производителей и импортеров, отрасль расцветет. Сейчас участники рынка ждут, когда программу поддержки одобрят Минэкономразвития и Минфин.

Подпишитесь