Posted 18 декабря 2018,, 06:02

Published 18 декабря 2018,, 06:02

Modified 17 октября 2022,, 14:34

Updated 17 октября 2022,, 14:34

Бизнес на рождаемости: как в России зарабатывают на детях

18 декабря 2018, 06:02
Рынок детских товаров России в городах с населением свыше 100 тыс. жителей составляет 570 млрд рублей.

Сегодня в России живет 30 млн детей – это рекорд за последние 15 лет: 5 млн малышей еще не ходят в детский сад, 6 млн – дошкольники, 19 млн учатся в школе или только что закончили ее. Кто и сколько зарабатывает на детях и рождаемости? Об этом – очередной выпуск специального проекта «Бизнес-вектор».

По словам Сергея Катырина, президента Торгово-промышленной палаты России, самое главное - чтобы у них было качественное, безопасное и не очень дорогое оборудование, одежда, питание, - все, чем они пользуются, эти 30 миллионов детей, для которых эти товары приобретают, начиная с новорожденного и заканчивая школьниками.

Сколько и на что тратят родители

Рынок детских товаров России, 2018 г.

По оценке Ассоциации индустрии детских товаров, рынок детских товаров России в городах с населением свыше 100 тыс. жителей составляет 570 млрд рублей. Почти треть этих денег тратится на одежду, еще четверть - на игрушки. Чуть меньше занимают товары для новорожденных. Десятая часть приходится на обувь. И столько же - на остальные товары для детей: от красок до мебели.

«Когда началась девальвация рубля, это очень сильно подстегнуло производство на территории России. Потому что в пересчете на евро и снижающемся потреблении и экономии семьи, конечно, российские производители получили серьезную фору. И за эти три года нарастили свое производство», - говорит Антонина Цицулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров.

Основной фактор, влияющий на детский рынок, - это демография. В России второй год подряд снижается рождаемость, и это сразу ощутили производители товаров для новорожденных.

Сегмент игрушек в прошлом году просел на 5%. Сегодня уже 10-летний ребенок готов отказаться от игрушки в пользу гаджета.

В игрушках цены снизились на 5-6 % и основной рост дали категории до 500 рублей. Уменьшилось количество покупаемой обуви: раньше родители могли на осень взять несколько пар, сейчас они берут меньше. То же самое по одежде - продажи просели на 13%, рассказала Антонина Цицулина.

А вот сегменты базовых потребностей остались в плюсе. Продажи детского питания выросли на 3%, средства по уходу - на 5%. И эта тенденция, по словам участников рынка, сохраняется.

Кроватки из Воткинска

Бизнес Воткинской промышленной компании возник на базе известной в Советском союзе фабрики детских колясок. В 90-е годы их производство забуксовало. А новые собственники актива решили отказаться от транспорта и во главу угла поставили кроватку. За десять лет удмуртская компания стала лидером в сегменте детской мебели. В 2014 году открыла филиал в подмосковном Электрогорске: цех взяла в аренду у производителя плит ДСП. У него же берет сырье. В ремонт помещения и покупку оборудования собственники вложили 2 млн евро. Сегодня здесь производят до 1000 мебельных комплектов в смену. Каждая пятая кроватка идет на экспорт.

«Мы фиксируем падение рождаемости накопительным итогом процентов уже на 20 за полтора-два года. Это просто отнимает у нас 20% потребителей, которые не родились. Еще на 10% мы получаем снижение через снижение среднего чека. Также мы страдаем из-за роста продаж б/у товаров» - рассказал Никита Семенов, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Воткинской промышленной компании.

Подгузник – наше все

Его смело можно назвать товаром номер один для малышей. Ежегодно в России продается памперсов на 60 млрд рублей. Почти два процента этого рынка уже принадлежит компании «Коттонклаб».

Сырье, по большей части импортное, - самое дорогое, что есть в подгузнике, и составляет половину себестоимости. 22 процента - затраты на производство. 15 процентов - общехозяйственные нужды. Остальное - прибыль.

«В детские товары мы не закладываем вообще большой прибыли, - говорит Ильдар Гараев, вице-президент группы компаний «Коттонклаб». - Потому что рынок очень насыщенный. Очень много конкурентов, и это в основном зарубежные компании».

Покупай российское

Большинство из 1200 компаний отрасли - малые предприятия, выпускающие небольшой ассортимент. Они оказываются наиболее чувствительными и к числу новых маленьких потребителей, и к толщине кошелька их родителей.

«Одна из задач - чтобы этот сегмент рынка все больше принадлежал российским производителям, - подчеркивает Сергей Катырин. - И в новой стратегии стоит задача увеличить его до 41 процента».

Для поддержки производителей детских товаров Минпромторг готовит стратегию развития отрасли до 2030 года. Документ предусматривает как прямую помощь производителям, так и стимулирование рождаемости и поддержку семей. Одна из таких мер - программа «Подарок для новорожденного». По ней каждый новый россиянин получит набор отечественных товаров на сумму не менее 10 тысяч рублей. Правительство готово выделить на реализацию программы до 2024 года 84 млрд рублей – и еще столько же добавят региональные власти. По мнению отраслевой ассоциации, эти деньги позволят российским предприятиям нарастить производство и окрепнуть.

"