БАД или не БАД: россияне не спешат принимать активные добавки

БАД или не БАД: россияне не спешат принимать активные добавки
БАД или не БАД: россияне не спешат принимать активные добавки
20 мая, 20:04Экономика
В прошлом году продажи препаратов для поддержки иммунитета пошли во взрывной рост. Однако всеобщее потребление БАДов, в том числе витаминов, в России еще очень далеко от уровня других стран.

Чем БАД отличается от лекарств? Кто составляет эти формулы здоровья? И как россиянам избавиться от страхов принимать активные добавки к пище? Бизнес-вектор разбирался в теме.

«Все уже разбираются, что биологические добавки – они поэтому и называются добавками, что они к пище добавляются, чтобы была лучше усвояемость, появились в организме минералы, витамины».

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Рынок БАДов за прошлый год вырос на 17% - более чем до 74 млрд рублей. Самая большая доля приходится на общеукрепляющие БАДы. Второе место – у добавок для улучшения переваривания пищи. За ними следуют БАДы, успокаивающие нервы, благотворно действующие на репродуктивные функции и препараты для укрепления костей. На другие активные добавки приходится менее четверти рынка.

Самый крупный участник отрасли – «Эвалар» с долей 16% рынка. Предприятие выпускает около 300 наименований БАДов и 27 лекарств. На БАДы приходится 80% продаж. В основу бизнеса положена технология полного цикла – от поля до аптечной полки.

Предпочтения поколения Z производители биодобавок ставят сегодня во главу угла. Молодые люди готовы потреблять, а значит, и покупать активные добавки регулярно, отсюда постоянный спрос. И он все больше смещается в интернет. В начале года власти сняли запрет на онлайн-продажу БАД. Но рынку нужны понятные правила электронных торгов.

«У нас единых правил-то нет по тому, как вести интернет-торговлю, чтобы обезопасить людей, чтобы им подделку не подсовывали, чтобы им не давали опасные какие-то продукты под видом БАД. Мне кажется, путь такой достаточно реальный – вести эту интернет-торговлю через лицензируемые аптечные сети».

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Доля импортных добавок на нашем рынке растет даже на легальной полке. В прошлом году уже более половины продаж в денежном выражении пришлась на продукцию из США, Германии, Индии и других стран. В упаковках 80% - пока за отечественными БАДами. Но это не совсем так…

Многие зарубежные бренды уже давно производятся в России. Компания «ВТФ» из Владимирской области – один из крупнейших игроков. В модернизацию и новые мощности вложили 1,5 млрд рублей. Сегодня «ВТФ» имеет более десяти крупных заказчиков: российских и зарубежных.

Под собственным брендом «ВТФ» уже выпускает витаминно-минеральные комплексы, а также БАДы на основе растительных составляющих. Например, фирменный гематоген – не в привычных батончиках, а в форме желе. Разовая порция – в отдельном стике: съел и получил запас железа на целый день. Компания намеревается довести долю своих брендов в выручке до 50% за 5 лет.

Компания «Промёд» из Пермского края выпускает всего одну добавку – одноименный бальзам на основе меда, который показан при самых разных проблемах – от простудных заболеваний до заживления ран и улучшения памяти.

«Промёд» - один из примерно 1000 производителей БАДов в России. Как и у большинства компаний, его продукция редко уходит дальше рынка региона. Выручка компании, хотя и увеличилась в прошлом году вдвое, пока достигает едва 6 млн рублей. Более десяти лет назад в фирме решили не расширять линейку добавок к пище, а дополнительно к бальзаму выпускать обычные пищевые продукты – на основе чаги, живицы и напитки на основе мёда. Рост производства БАДов идет на 5-10% в год. А остальные, например, продукты на основе чаги - на 20-25% в год.

В апреле в отрасли начался эксперимент по маркировке БАД. Цель правительства – убрать с полок аптек фальсификат и недобросовестно рекламируемую продукцию. Но участники рынка – против маркировки. По данным игроков рынка, в стране практически не выпускают поддельные БАДы. К тому же чипировать все виды добавок нецелесообразно и может сыграть на рост цен. Торгово-промышленная палата России на стороне бизнеса.

Сергей Катырин считает, что маркировка приемлема только для сложной дорогой продукции.

Несмотря на стабильные и хорошие темпы роста рынка, БАДы в России употребляет пока лишь каждый шестой житель. Регулярно же их принимают лишь 3 человека из 100. При этом игроки рынка уверены, что специальные меры стимулирования спроса тут не нужны. С другой стороны, бизнес надеется, что правительство создаст механизм защиты потребителей и рынка от незарегистрированных в стране препаратов. В первую очередь, это касается онлайн-продаж.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter